Учителю-предметнику

График   контрольных работ на первое полугодие 2020-2021 уч. г.

02.09.2020

График

 

контрольных работ на первое полугодие 2020-2021 уч. г.

класс

предмет

1

2

3

4

5

8

9

Белорусский язык

 

25.11- к.р.па тэме (ср)

09.12-кантр. сп.(ср.)

16.12- сл.д. (ср.)

22.10-сл.д.

25.11-к.р. па тэме

10.12-сл.д.

23.12-к. дикт.

 

14.10-с.д. (ср)

18.11-к.р. па тэме(ср)

02.12-сл.д(ср).

09.12-к.д(ср)

16.12-к.р.па тэме(ср)

 

22.10.-к.д

22.12-к.д.

21.10-к.д

16.12-к.п.

01.10-к.п.

27.10-к.д.

10.12-к.д.

Белорусская литература

 

 

17.09-пров. навыков чтения

30.09-пров. нав. чтения(ср)

 

 

 

Русский язык

 

24.11-к. р. по теме (вт.)

01.12-контр.

сп. (вт.)

15.12-сл. д. (вт.)

20.10-сл.д

24.11-сл.д.

08.12-к.д.

 

15.10-сл.д.(чт.)

20.10- к.р.по теме (вт.)

29.10- к.д. .(чт.)

01.12-сл.д. (вт.)

22.12-к.р.по теме (вт.)

 

 

 

02.12-к. д.

29.09-к.изл.

26.11-к.д.

23.09-к.изл.

21.10-к.д.

Русская литература

 

10.12-пров.нав.чт. (четв.)

27.11-пров. навык. чтения

03.12-контр.нав.чт.(чт.)

 

 

 

Математика

 

21.10.-к.р. (ср)

02.12-пр.нав. устн. счёта(ср.)

08.12-к.р. (вт.)

 

10.10-к.р.

26.11-пр. нав.устн.счёта

10.12-к.р.

26.11-пр.нав.устн.счёта(чт.)

27.10-к.р(вт.)

15.12-к.р. (вт.)

 

15.10-к.р.

10.12-к.р.

11.11-к.р.

19.11-к.р.

22.10-к.р.

19.11-к.р.

22.12-к.р.

Информатика

 

 

 

 

 

10.12-к.р

 

Биология

 

 

 

 

 

04.12-к.р

08.12

Физика

 

 

 

 

 

14.10-к.р.

28.10-к.р

 

 

Химия

 

 

 

 

 

02.10-к.р.

15.12-к.р

23.10-к.р

15.12-к.р

 

свернуть

Расписание факультативных занятий

02.09.2020

Расписание факультативных занятий

 

 

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

5 класс

8 класс

9 класс

Понедель-ник

 

 

 

 

 

 

 

14.10 – основы     информационной     культуры

Вторник

 

12.20-Решение текстовых задач

 

 

 

 

14.10-Заниматель-ный мир животных

14.10-

Алгебра учит рассуждать

Среда

 

 

 

 

 

 

 

 

Четверг

 

 

 

 

13.15-Путешест-вие в мир сказки

13.15- Познай мир

 

 

Пятница

 

 

13.15-Путешест-вие в мир сказки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

свернуть

Расписание  классных и информационных часов,   ОПТ и факультативных занятий (1 полугодие)

02.09.2020

Расписание  классных и информационных часов,

  ОПТ и факультативных занятий

(1 полугодие)

 

7 класс

8 класс

9 класс

 

П

О

Н

Е

Д.

 

 

14.10 –

информационный час

 

14.10 – информационный час

 

 

Основы    информационной    культуры

В

Т

О

Р

Н

И

К

 

14.10 –

информационный час

 

 

 

14.10- Занимательный мир животных

(факульт.)

 

14.10-

Алгебра учит рассуждать (факульт.)

 

С

Р

Е

Д

А

 

 

14.10 –

классный час

 

 

14.10-

классный час

 

14.10-

классный час

Ч

Е

Т

В

Е

Р

Г

13.15- Познай мир

(факульт.)

 

 

 

14.00-

час здоровья и спорта

П

Я

Т

Н

И

Ц

А

 

14.10 –

общественно полезный

труд

 

14.10 –

общественно полезный

труд

 

14.10- моё профессиональное будущее

С

УБ

Б

О

Т

А

 

 

 

11.30- общественно полезный

труд

 

                                                                                        

 

свернуть

Учителю-предметнику

  1. Типовой учебный план общего среднего образования на 2019/2020 учебный год
  2. Инструктивно-методические письма
  3. Методические рекомендации
  4. Образовательные стандарты общего среднего образования
  5. Перечни учебных изданий
  6. Перечни пособий для педагогов учреждений общего среднего образования
  7. Перечни пособий для учащихся учреждений общего среднего образования
  8. Перечни мебели, инвентаря и средств обучения, необходимых для организации образовательного процесса
  9. Допрофессиональная и профессиональная подготовка
  10. Рекомендации по действиям в чрезвычайных и экстремальных ситуациях
  11. ВУЧЭБНЫЯ ПРАГРАМЫ ПА ВУЧЭБНЫХ ПРАДМЕТАХ ДЛЯ ІХ КЛАCА ЎСТАНОЎ АГУЛЬНАЙ СЯРЭДНЯЙ АДУКАЦЫІ З БЕЛАРУСКАЙ МОВАЙ НАВУЧАННЯ І ВЫХАВАННЯ
  12. УЧЕБНЫЕ ПРОГРАММЫ ПО УЧЕБНЫМ ПРЕДМЕТАМ ДЛЯ ІХ КЛАСCА УЧРЕЖДЕНИЙ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ С РУССКИМ ЯЗЫКОМ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ
  13. УЧЕБНЫЕ ПРЕДМЕТЫ. I–IV КЛАССЫ

    УЧЕБНЫЕ ПРЕДМЕТЫ. V–XI КЛАССЫ

ЗОЛОТЫЕ ПРАВИЛА УЧИТЕЛЯ

  1. Умей радоваться маленьким успехам учеников и сопереживать их неудачам.

  2. Ты очень близкий человек для своего ученика. Постарайся, чтобы он был всегда открыт  для тебя. Стань ему другом и настав­ником.

  3. Не бойся признаться в своем незнании какого-нибудь вопроса. Будь вместе с ученикамив поиске.

  4. Постарайся вселить в ученика веру в себя, в успех. Тогда многие вершины для него станут преодолимыми.

  5. Не требуй на уроке «идеальной дисциплины». Не будь авторитарным. Помни, урок - это частичка ЖИЗНИ ребёнка. Он не должен быть скованным и зажатым. Формируй в нем личность открытую, увлечённую, раскованную, способную творить, все­сторонне развитую.

  6. Стремись к тому, чтобы твои уроки не были шаблонными, проведёнными «по трафарету». Пусть на уроках свершаются открытия, рождаются истины, покоряются вершины, продолжаются поиски.

  7. Для родителей каждая встреча с учи­телем должна стать полезной и результативной. Каждое родительское собрание должно вооружить их новыми знаниями из об­ласти педагогики, психологии, процесса обучения.

  8. Входи в класс с улыбкой. При встрече загляни каждому в глаза, узнай его настроение и поддержи, если ему грустно.

  9. Неси детям добрую энергию и всегда помни,  что «ученик—это не сосуд, который нужно  наполнить, это факел, который нуж­но зажечь, а зажечь его может тот, кто горит сам».

  10. Помни, что двойка очень вредна для формирования характера. Найди возможность не увлекаться этой отметкой. Будь в поиске путей преодоления постигшей учени­ка неудачи.

  11. Помни, что каждый твой урок должен быть пусть маленьким, но шагом вперёд, к узнаванию нового, неведомого.

  12. Ученик всегда должен в обучении преодолевать трудность. Ибо только в трудности развиваются способности, необходимые для их преодоления. Умей определить план­ку трудности. Она не должна быть завышен­ной или заниженной.

  13. Учи своих учеников трудиться. Не ищи легкого пути в обучении. Но помни, как важ­но поддержать, ободрить ученика, быть ря­дом с ним в трудной ситуации. Почувствуй, где необходимы твоё плечо, твои знания, твой опыт.

  14. Если думаешь, какой из двух баллов выбрать, — не сомневайся, поставь высший. Поверь в ребёнка. Дай ему крылья. Дай ему надежду.

  15. Не скрывай от детей своих добрых чувств, но помни: среди них никогда не дол­жно быть особого места для «любимчиков».

  16. Помни о том, что ребёнку должно быть интересно на уроке. Только когда ему интересно, ребёнок становится внимательным.

  17. В общении с родителями своих учеников помни, что их дети — самое дорогое в жизни. Будь умён и тактичен. Находи нужные слова. Постарайся не обидеть и не унизить их достоинства.

  18. Не бойся извиниться, если оказался не­прав. Твой авторитет в глазах учеников только повысится. Будь терпелив и к их ошибкам.

  19. Живи с детьми полной жизнью. Радуй­ся и огорчайся вместе с ними. Увлекайся и
    удивляйся. Шути и наставляй. Учи быть не­терпеливыми ко лжи и насилию. Учи справедливости, упорству, правдивости.

  20. Не воспитывай слишком самонадеянных - их будут избегать; слишком скромных - их не будут уважать; слишком бол­тливых - на них не будут обращать внимания; слишком молчаливых - с ними не будут считаться: слишком суровых - от них отмахнутся; слишком добрых - их ра­стопчут.

  21. Будь всегда выдержан, терпелив, урав­новешен!

свернуть

Эмоциональное неблагополучие детей

10.01.2020

Задача педагога – заметить в каждом воспитаннике лучшее, развивать его, не ограничивая это наилучшее рамками школьных программ, поощряя самостоятельную работу и творчество.

Необходимо беречь в детях огонек пытливости, любознательности, жажду знаний. Дать детям радость труда, радость успеха в учении, пробудить в их сердцах чувство гордости, собственного достоинства.

Оценка педагога должна нести жизнерадостность, оптимизм, вознаграждать трудолюбие, а не быть кнутом, которым учитель/воспитатель погоняет ученика или воспитанника. Но нельзя и допускать, чтобы оценка баловала ребенка.

Под эмоциональным неблагополучием понимается отрицательное самочувствие ребенка. Оно вызывается многими причинами. Главной выступает неудовлетворенность ребенка общением со взрослыми, прежде всего с родителями и со сверстниками. Недостаток тепла, ласки, разлад между членами семьи, отсутствие тесных эмоциональных контактов с родителями приводит к формированию у ребенка тревожно-пессимистических личностных ожиданий. Их характеризует неуверенность малыша, чувство незащищенности, иногда страх в связи с прогнозируемым отрицательным отношением взрослого.

Такое отношение взрослого провоцирует у ребенка упрямство, нежелание подчиняться требованиям родителей, то есть является серьезным «психологическим» барьером между взрослым и детьми. Тогда как тесные, насыщенные эмоциональные контакты, при которых ребенок является объектом доброжелательного, но требовательного оценочного отношения как личность, формирует у него уверенно-оптимистические личностные ожидания. Для них характерно переживание возможного успеха, похвалы, одобрения со стороны близких взрослых.

Эмоциональное неблагополучие, связанное с затруднениями в общении с другими детьми, может приводить к двум типам поведения. К первой группе относятся дети неуравновешенные, легко возбудимые. Безудержность эмоций у них часто становится причиной дезорганизованности их деятельности. При возникновении конфликтов со сверстниками эмоции детей часто проявляются в аффектах: вспышках гнева, обиде, нередко сопровождаемых слезами, грубостью, драками. Наблюдаются сопутствующие вегетативные изменения: покраснения кожи, усиление потоотделения и пр. Негативные эмоциональные реакции могут быть вызваны серьезными или незначительными причинами. Однако, быстро вспыхивая, они быстро угасают.

Вторую группу составляют дети с устойчивым негативным отношением к общению. Как правило, обида, недовольство, неприязнь и т. д. надолго сохраняются в их памяти, но при их проявлении дети более сдержанны. Такие дети характеризуются обособленностью, избегают общения. Эмоциональное неблагополучие часто сопряжено с нежеланием посещать детский сад, с неудовлетворенностью отношениями с воспитателем или сверстниками. Острая восприимчивость ребенка, его чрезмерная впечатлительность могут привести к внутриличностному конфликту.

Другой существенной причиной, вызывающей эмоциональное неблагополучие, являются индивидуальные особенности ребенка, специфика его внутреннего мира (впечатлительность, восприимчивость, ведущие к возникновению страхов) (Е. Гаспарова).

свернуть

ГРАФИК  ДЕЖУРСТВА  УЧИТЕЛЕЙ ПО ШКОЛЕ 2020-2021 уч.год.

02.09.2020

 

ГРАФИК  ДЕЖУРСТВА  УЧИТЕЛЕЙ ПО ШКОЛЕ

 

Месяц

ФИО учителя

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Новачук  Е.А.

8;22

6;20

13;26

8;22

Федонюк Е.В

16;30

14;29

18

3;23

Ильясова Э.С.

21

7;21

11

14

Мартыненко Е.И.

11;25

5;28

23

2;16

Хомичук Т.П.

14;

2;19

9;25

7;18

Леонтюк Г.И.

15

16

20

15

Мощук А.В.

24

9;22

10;24

9;24

Пашкевич М.А.

10;28

15;26

16;30

16

Макарчук И.П.

9;23

8;23

12;27

10;21

Коваль Е.В.

18

1;13;30

19

4;17

Мощук В.Р.

17;29

12;27

17

1;11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

свернуть

Образовательные порталы Республики Беларусь

Образовательные порталы Республики Беларусь

 
  1. Сайт Минского городского института развития образования
    http://mgiro.minsk.edu.by/
  1. Сайт Национального института образования
    http://adu.by/ru/
  1. Минский городской методический портал
    http://mp.minsk.edu.by/
  1. Материалы республиканского мониторинга
    http://monitoring.adu.by/index.php/ru/rezal-po-monitoring/2017-2018-uchebnyj-god
  2. Нормы оценки результатов учебной деятельности учащихся
    http://edu.gov.by/sistema-obrazovaniya/glavnoe-upravlenie-obshchego-srednego-doshkolnogo-i-spetsialnogo-obrazovaniya/srenee-obr/kontseptsii-standarty-normy-otmetok-po-uchebnym-predmetam/index.php
свернуть

Полезные ссылки для учителей-предметников на белорусские Интернет-ресурсы

Сайт Министерства Образования Республики Беларусь http://edu.gov.by/ 

Сайт Академиии последипломного образования Республики Беларусь http://www.academy.edu.by/ 

Образовательный портал ( сайт Национального института образования) http://adu.by/ru/ 

Нормативные акты http://ripo.unibel.by/oso/obespechenie2.shtml 

РИКЗ Централизованное тестирование http://rikc.by/ 

Белорусский школьный портал http://www.school-city.by/ 

Для педагогов Беларуси http://www.pedagog.bn.by/home.html 

Издательство «Пачатковая школа» http://www.p-shkola.by/ 

Белорусская ассоциация Конкурс https://bakonkurs.org/ 

– беларуская электронная бібліятэка (Утрымлівае мастацкія, навуковыя, метадычныя і іншыя кнігі і выданні. Маецца музычная старонка з запісамі беларускіх класічных і сучасных твораў) http://knihi.com/ 

беларускія слоўнікі і энцыклапедыі http://slounik.org/ 

сайт вычислительно-аналитического центра Министерства образования РБ http://www.giac.unibel.by/ 
Нацыянальны інстытут адукацыі http://www.adu.by/ru/ 
Республиканский центр Интернет-образования http://audit-by.narod.ru/obsor/site-by/wwwfioby.htm 

Уважаемые учителя-предметники!

 Вы можете дополнить этот список, указав в комментариях понравившийся вам белорусский сайт, который может быть полезен педагогам и учащимся нашей школы. 

свернуть

Письмо Министерства образования Республики Беларусь О документообороте в учреждениях общего среднего образования

 

21.10.2014 № 05-21/212

 

 

 

 

 

 

 

 

Управления образования

облисполкомов

Комитет по образованию

Мингорисполкома

 

О документообороте

в учреждениях общего среднего

образования

 

В целях сокращения документооборота в учреждениях общего среднего образования, конкретизации перечня документов, которые образуются в деятельности отдельных категорий педагогических работников в соответствии с их должностными обязанностями, Министром образования Республики Беларусь Маскевичем С.А. утвержден перечень документов для отдельных педагогических работников учреждений общего среднего образования.

Дополнительно информируем, что при ведении документации в учреждении общего среднего образования рекомендуем руководствоваться перечнем документов Национального архивного фонда Республики Беларусь, образующихся в процессе деятельности Министерства образования Республики Беларусь, структурных подразделений областных и Минского городского исполнительных комитетов, осуществляющих государственно-властные полномочия в сфере образования и по делам молодежи, государственных организаций, подчиненных Министерству образования Республики Беларусь, с указанием сроков хранения, установленным в приложении к постановлению Министерства образования Республики Беларусь от 24.05.2012 №52 (размещен на сайте Министерства образования Республики Беларусь edu.gov.by).

Обращаем внимание, что указанный перечень документов является типовым, на основании которого составляется номенклатура дел конкретного учреждения образования. Следовательно, руководитель учреждения образования с учетом специфики деятельности учреждения образования определяет перечень документов, образующихся в работе учреждения, и несет ответственность за состояние дел по вопросам документооборота.

Руководитель учреждения общего среднего образования также на основании данного перечня документов и с учетом должностных обязанностей заместителей (по учебной, учебно-воспитательной, воспитательной, учебно-методической работе) определяет перечень документов, образующихся в деятельности каждого заместителя директора.

Кроме того, в инструктивно-методическом письме Министерства образования «Об организации образовательного процесса в учреждениях общего среднего образования в 2014/2015 учебном году» (утверждено заместителем Министра образования Республики Беларусь от 31.07.2014) акцентировано внимание на документообороте учреждений общего среднего образования.

В приложении 2 к инструктивно-методическому письму Министерства образования «Особенности организации идеологической и воспитательной работы в учреждениях общего среднего образования в 2014/2015 учебном году» (утверждено заместителем Министра образования Республики Беларусь от 01.08.2014) утверждены требования к документации, регламентирующей организацию воспитательного процесса в учреждении общего среднего образования.

Названные инструктивно-методические письма размещены на сайте Министерства образования Республики Беларусь (edu.gov.by).

 

Приложение:

перечень документов для отдельных педагогических работников учреждений общего среднего образования на 3 л. в 1 экз.

 

 

Министр                                                                     С.А.Маскевич

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

05 Каржова 222 66 47

УТВЕРЖДАЮ

Министр образования

Республики Беларусь

 

21.10.2014 С.А. Маскевич

 

 

Перечень документов для отдельных педагогических работников учреждений общего среднего образования

 

Учитель

Классный журнал.

Календарно-тематическое планирование.

Поурочное планирование.

Дневники учащихся.

 

Воспитатель

Журнал группы продленного дня учреждений общего среднего образования.

Календарно-тематическое планирование на четверть.

Ежедневное планирование.

Режим работы группы продленного дня, утверждённый руководителем учреждения общего среднего образования.

 

Учитель-дефектолог

Специального класса, класса интегрированного обучения и воспитания

Классный журнал.

Календарно-тематическое планирование по учебным предметам и коррекционным занятиям.

Учебный план специального класса, класса интегрированного обучения и воспитания.

Расписание занятий по учебным предметам и коррекционным занятиям.

Ежедневное планирование.

Дневники учащихся.

Пункта коррекционно-педагогической помощи

Журнал учета обследованных и зачисленных в пункт обучающихся.

Журнал учета проведенных занятий и посещения их обучающимися.

План работы на год.

Ежедневное планирование.

Расписание занятий.

Аналитический отчет за год.

Карты, в которых отражены индивидуально-типологические особенности обучающихся.

Планы коррекционно-педагогической помощи (на каждую группу, подгруппу, индивидуальные).

 

Учитель, выполняющий функции классного руководителя

Классный журнал.

План идеологической и воспитательной работы классного руководителя на четверть (полугодие).

Социально-педагогическая характеристика класса (поддерживается в актуальном состоянии в течение года).

Дневники учащихся.

Личная карточка учащегося.

 

Педагог-организатор

План работы педагога-организатора на четверть (полугодие).

 

Педагог-психолог, педагог социальный (СППС)

План работы СППС учреждения образования на год (раздел плана идеологической и воспитательной работы учреждения образования).

Планы работы специалистов СППС учреждения образования на четверть (полугодие).

Графики работы специалистов СППС учреждения образования.

Социально-педагогическая характеристика учреждения образования.

Материалы по организации и оказанию помощи обучающимся, в том числе индивидуальные планы защиты прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении, планы защиты прав и законных интересов детей, признанных нуждающимися в государственной защите, индивидуальные психодиагностические материалы, акты обследования условий жизни и воспитания детей, указанных категорий, иные рабочие материалы.

Отчеты и аналитические материалы о реализации: мероприятий по оказанию социально-педагогической и психологической помощи обучающимся; индивидуальных планов защиты прав и законных интересов детей; находящихся в социально опасном положении; планов защиты прав и законных интересов детей, признанных нуждающимися в государственной защите.

Журнал учета консультаций участников образовательного процесса.

 

 

Руководитель физического воспитания

План физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий.

Положения о внутришкольных спортивных мероприятиях.

 

Педагог дополнительного образования

Журнал планирования и учета работы объединения по интересам.

Программа объединения по интересам.

 

свернуть

ИНСТРУКТИВНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ «Об организации допрофессиональной и профессиональной подготовки учащихся учреждений общего среднего образования в учреждениях общего среднего, профессионально-технического и среднего специального образования»

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель 

Министра образования

Республики Беларусь

_________Р.С.Сидоренко

« 26 » августа 2015 г.

 

ИНСТРУКТИВНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ «Об организации допрофессиональной и профессиональной подготовки учащихся учреждений общего среднего образования в учреждениях общего среднего, профессионально-технического и среднего специального образования»

 

I. ПРОВЕДЕНИЕ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ УЧРЕЖДЕНИЙ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Современное понимание профориентационной работы заключается в нацеленности на формирование у учащихся качеств личности, позволяющих осуществлять сознательный, самостоятельный профессиональный выбор, быть ответственными за свой выбор, быть профессионально мобильными, что позволяет реализовать себя в профессиональном и социальном плане.

Целесообразно в профориентационные мероприятия включать:

посещение учреждений профессионально-технического, среднего специального и высшего образования, промышленных и сельскохозяйственных предприятий (организаций) региона;

встречи с представителями учреждений профессионально-технического, среднего специального и высшего образования, промышленных и сельскохозяйственных предприятий (организаций) региона в учреждении общего среднего образования;

встречи со специалистами, добившимися высоких результатов в своей профессиональной деятельности (встречи могут быть организованы как на базе предприятия (организации), так и на базе учреждения общего среднего образования);

организацию мероприятий, посвященных профессиональным праздникам, с привлечением организаций (предприятий) региона, работников учреждений профессионально-технического и среднего специального образования, обучающихся учреждений общего среднего, специального образования и их родителей;

использование современных информационно-коммуникационных технологий, в том числе проведение on-line консультаций, конференций;

профориентационную работу с законными представителями обучающихся;

организацию для выпускников учреждений общего среднего образования проведение кинолекториев с показом кинофильмов о рабочих профессиях и др.

Содержательное наполнение профориентационного мероприятия и непосредственное его проведение должно осуществляться представителями учреждений профессионального образования, предприятий (организаций)-заказчиков кадров.

В целях повышения эффективности и результативности профориентационной работы с учащимися учреждений общего среднего образования следует проводить мероприятия с применением современных информационно-коммуникационных средств (мультимедийные презентации, видеоролики, он-лайн конференции по профориентации и т.д.), направленные на обсуждение проблем перспективного развития профессий и рынка труда. Необходимо предоставлять информацию не только о различных профессиях, но и информацию, связанную с такими аспектами, как особенности профессиональной деятельности, содержание профессионально-квалификационных характеристик, условия труда в той или иной профессиональной области, специфика взаимодействия в трудовом коллективе и т.д.

Для усиления профориентационной работы необходимо обеспечить простоту и доступность выхода на сайт конкретного учреждения образования для каждого желающего. На сайтах учреждений профессионально-технического и среднего специального образования в рубриках «Абитуриенту (поступающему)», «Родителям» следует размещать подробную информацию профориентационной направленности: актуальность и престижность будущей профессии, материально-техническая база учреждения образования, условия организации производственного обучения в учреждении образования и на производстве, будущие места трудоустройства, условия труда, заработная плата выпускников, возможности карьерного роста, достижения выпускников (с приведением примеров, отзывов выпускников), наличие в учреждении образования условий для досуга учащихся (занятия спортом, художественной самодеятельностью и др.), примеры спортивных достижений учащихся, достижений в декоративно-прикладном, техническом и художественном творчестве, материальное обеспечение учащихся, условия проживания в общежитии.

Таким образом, все этапы профориентации должны быть направлены на реализацию одной цели – формировать у учащегося стремление к самостоятельному выбору профессии с учетом полученных знаний о своих способностях, перспективах своего профессионального пути.

II. ДОПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ УЧРЕЖДЕНИЙ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ТЕХНИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В соответствии с законодательством в сфере образования в учреждениях общего среднего образования может осуществляться профессиональная подготовка учащихся посредством реализации образовательной программы профессиональной подготовки рабочих (служащих) и допрофессиональной подготовки.

С целью подготовки учащихся к выбору профессии, формирования допрофессиональных трудовых умений и навыков, возможного трудоустройства или продолжения образования в учреждениях профессионально-технического и среднего специального образования на протяжении учебного года с учащимися VIII-IX классов может проводиться допрофессиональная подготовка.

В процессе допрофессиональной подготовки с учащимися VIII-IX классов целевыми ориентирами являютсяраскрытие нравственных основ выбора жизненного пути, знакомство обучающихся с конкретными видами трудовой деятельности, расширение круга представлений о труде взрослых, формирование успешного опыта практической деятельности и на этой основе мотивов стремления к успеху.

Важнейшим направлением профориентационной работы на данной ступени является формирование престижа рабочих профессий, позитивного образа человека труда.

С учащимися IX классов могут проводиться факультативные занятия «Мое профессиональное будущее» (в объеме 1 учебный час в неделю) за счет часов, выделяемых на проведение факультативныхзанятий.

Министерством образования Республики Беларусь утверждена учебная программа факультативных занятий«Мое профессиональное будущее» (www.adu.by / Учителю / Учебно-методическое обеспечение дошкольного, общего среднего и специального образования / Учебные программы факультативных занятий / Мое профессиональное будущее).

Для проведения факультативных занятий «Мое профессиональное будущее» рекомендуется использовать:

учебное пособие «Моё профессиональное будущее» для учащихся Х класса / Прощицкая Е.Н. – Минск, НИО, 2007;

тетрадь для практических работ и самонаблюдения / Прощицкая Е.Н. – Минск: Зорны верасень, 2007.

Допрофессиональная подготовка учащихся осуществляется в группах, которые формируются в соответствии с Положением об учреждении общего среднего образования.

Составы учебных групп, расписание учебных занятий утверждаются приказом руководителя учреждения образования, на базе которого осуществляется допрофессиональная подготовка.

Допрофессиональная подготовка учащихся не предполагает присвоение квалификации рабочего (служащего).

Образовательный процесс при организации допрофессиональной и профессиональной подготовки для учащихся учреждений общего среднего образования в учреждениях профессионально-технического и среднего специального образования организуется в соответствии с учебными программами, утверждаемыми Министерством образования Республики Беларусь в установленном законодательством Республики Беларусь порядке, которые размещены на Республиканском портале «Профессиональное образование» (www.ripo.unibel.by).

Учреждения образования могут разрабатывать дополнительные программы профессиональной подготовки и утверждать их в установленном порядке.

Образовательный процесс при реализации образовательной программы профессиональной подготовки рабочих (служащих) осуществляется в учебных группах, наполняемость которых в соответствии с частью второй пункта 4 статьи 250 Кодекса Республики Беларусь об образовании не должна превышать 20 слушателей.

При освоении содержания образовательной программы профессиональной подготовки рабочих (служащих) используется учебно-программная документация образовательной программы профессиональной подготовки рабочих (служащих), которая определена пунктом 5 статьи 255 Кодекса Республики Беларусь об образовании.

Пунктами 60 и 207 Положения об учреждении общего среднего образования установлено, что при организации допрофессиональной и профессиональной подготовки используются часы, выделяемые для проведения факультативных занятий, в следующем количестве:

не более 2 учебных часов в неделю для учащихся VIII классов;

не более 4 учебных часов в неделю для учащихся IX классов;

не более 6 учебных часов в неделю для учащихся X-XI (XII) классов.

Целесообразно провести согласование на районном (городском) уровне учебных планов учреждений образования, реализующих образовательные программы профессиональной подготовки рабочих (служащих), в которых обучаются учащиеся учреждений общего среднего образования данной территориальной единицы.

При этом согласование на районном (городском) уровне вышеуказанных учебных планов учреждений образования означает, что отдел образования, спорта и туризма берет на себя ответственность за создание оптимальной, управляемой региональной модели непрерывной профессиональной подготовки учащихся.

Количество и состав учреждений общего среднего образования, учащиеся которых проходят обучение на базе учреждений профессионально-технического и среднего специального образования, определяются управлением (отделом) образования местного исполнительного и распорядительного органа.

При необходимости учредитель учреждений общего среднего образования может принять решение о перераспределении учебных часов факультативных занятий в пределах района (города), т.е. учебные часы факультативных занятий, не используемые в одном учреждении общего среднего образования, могут быть переданы в другое учреждение общего среднего образования.

Количество групп учащихся учреждений общего среднего образования в учреждениях профессионально-технического и среднего специального образования определяются по списочному составу учащихся (слушателей) на начало учебного года.

В соответствии с пунктом 213 Положения об учреждении общегосреднего образования формы итоговой аттестации и порядок оценки итогов учебной деятельности учащихся при освоении содержания образовательной программы профессиональной подготовки рабочих (служащих) определяется Положением о непрерывном профессиональном обучении по профессиям рабочих, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15.07.2011 № 954 «Об отдельных вопросах дополнительного образования взрослых», Правилами проведения аттестации слушателей, стажеров при освоении содержания образовательных программ дополнительного образования взрослых, утвержденных постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 24.12.2013 №135.

Текущую и промежуточную аттестацию учащихся осуществляют педагогические работники, мастера производственного обучения учреждений профессионально-технического и общего среднего образования, которые преподают соответствующие учебные дисциплины, в том числе и производственное обучение.

Принятие решения об организации допрофессиональной и профессиональной подготовки учащихся учреждений общего среднего образования в учреждениях профессионально-технического и среднего специального образования должно оптимально удовлетворять потребности учащихся в получении качественного образования, быть доступным в пределах района (города).

Целесообразно проведение допрофессиональной и профессиональной подготовки учащихся учреждений общего среднего образования на базе учреждений профессионально-технического и среднего специального образования осуществлять на договорных условиях.

III. НОРМАТИВНОЕ ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ организации допрофессиональной и профессиональной подготовки учащихся учреждений общего среднего образования в учреждениях общего среднего, профессионально-технического образования и среднего специального образования

В дополнение к нормативным правовым актам, указанным в части II инструктивно-методического письма Министерства образования Республики Беларусь «Об организации образовательного процесса при изучении учебных предметов и проведении факультативных занятий в учреждениях общего среднего образования в 2015/2016 учебном году» при организации и реализации допрофессиональной и профессиональной подготовки учащихся учреждений общего среднего образования в учреждениях общего среднего, профессионально-технического образования и среднего специального образованияследует также руководствоваться следующими нормативными правовыми актами:

  1. Концепция развития профессиональной ориентации молодежи в Республике Беларусь, утвержденная постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, Министерства экономики Республики Беларусь, Министерства образования Республики Беларусь от 31.03.2014 № 15/27/23.
  2. Положение о непрерывном профессиональном обучении по профессиям рабочих, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15.07.2011 № 954.
  3. Положение об учреждении профессионально-технического образования, утвержденное постановлением Министерства образования Республики Беларусь 05.08.2011 № 216.
  4. Правила проведения аттестации слушателей, стажеров при освоении содержания образовательных программ дополнительного образования взрослых, утвержденные постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 24.12.2013 № 135.
  5. Правила проведения аттестации учащихся при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования, утвержденные постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 20.06.2011 № 38.
  6. Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 27.07.2011 № 194 «О документах об образовании, приложениях к ним, золотой, серебряных медалях и документах об обучении».
  7. Санитарные нормы и правила «Требования для учреждений профессионально-технического и среднего специального образования», утвержденные постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 06.05.2013 № 38.
  8.  Санитарные нормы и правила «Требования для учреждений общего среднего образования», утвержденные постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 27.12.2012 № 206 (с изменениями и дополнениями от 29.07.2014 № 63 и от 25.11.2014 № 78).

Перечисленные нормативные правовые акты размещены на Республиканском портале «Профессиональное образование» (www.ripo.unibel.by).

свернуть