Родителям первоклассников

Порядок приёма детей в 1 класс на 2023/2024 учебный год

Готовность ребенка к школе

Готовность ребенка к школе

Переход ребенка из детского сада в школу является значимым событием в его жизни. Чаще всего дети с радостью идут в учебное заведение. Они хотят стать школьниками, занять определенную социальную позицию в обществе, познавать новое. Однако в первые дни в учреждении образования ребенок сталкивается с трудностями. Ему необходимо выполнять новые требования, связанные с учебой, устанавливать контакты со сверстниками и педагогами. Преодоление возникших сложностей зависит от того, насколько дети психологически и физиологически готовы к обучению в школе.

Важным критерием готовности является возраст ребенка. По данным психологов и психофизиологов, в 5,5 лет около 80 % детей не готовы к школе, в 7 лет – около 13 % [1]. После шести лет активно формируются произвольная регуляция поведения, более осознанное отношение к своей новой социальной позиции «школьника». Обучение с 6 лет должно начинаться только в том случае, если ребенок психологически готов к нему, а иначе оно нанесет вред его психическому развитию.

Существуют различия в психическом развитии шести- и семилетних детей. По оценкам психофизиологов, к семи годам у ребенка лучше развито произвольное внимание, произвольное поведение, так как происходит созревание коры головного мозга, но контроль, оценка своей деятельности еще развиты не в полной мере. В семь лет происходит бурное физическое развитие, увеличивается вес и рост тела, происходит вегетативная перестройка. Эти физиологические изменения отвечают требованиям новой социальной ситуации, такие дети легче адаптируются в школе [3].

Что значит психологическая готовность ребенка к обучению в школе? Ученые рассматривают психологическую готовность как необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в группе сверстников [3]. Выделяют интеллектуальную и личностную готовность [2].

Интеллектуальная готовность ребенка к школе – это не запас знаний, не умение читать и считать, а определенный уровень интеллектуального развития. С этой позиции дети готовы к школе, если они умеют обобщать, дифференцировать предметы и явления окружающего мира. Они должны уметь находить существенное, сравнивать предметы, видеть их сходства и отличия. На основе обобщения проводится классификация, то есть выделение какого-то класса объектов, которым присущи общие свойства. Например, ребенку предлагается рассмотреть карточки, на которых изображены предметы и живые существа. Он должен классифицировать объекты по определенному функциональному признаку и дать им обобщенное название (мебель, домашние животные и т. д.).

Показателем интеллектуальной готовности детей к школе является развитая, связная речь. Важно ребенка не учить читать, а развивать речь, способность различать звуки. Это связано с существующей сегодня в школе методикой обучения чтению, основанной на звуковом анализе слова. Ребенок, который растет в атмосфере любви, книг, интереса к окружающему, сам стремится научиться читать. Это происходит произвольно, без принуждения, без специально организованных занятий. Если будущий школьник умеет читать, попросите его ответить на несколько вопросов по сюжету, спросите, понравилось ли ему то, о чем он прочитал, пусть он выскажет свое мнение. Если ребенок не умеет читать, то предложите ему прослушать сказку или рассказ и ответить на вопросы по тексту – это поможет выяснить, насколько внимательно он слушал текст и понял ли его содержание. Для развития связной речи, памяти, умения обобщать можно пересказать текст, составить к нему план, выделить основную мысль прочитанного.

Для поддержания интереса к чтению необходимо подбирать тексты, соответствующие возрасту ребенка. Зачастую книги, которые читают детям, не всегда им подходят. Это либо сказки для младших дошкольников, либо книги для детей школьного возраста, не всегда понятные ребенку. И те и другие не вызовут у него интереса.

Личностная готовность рассматривается с точки зрения мотивационной готовности и определенного уровня развития произвольности и является предпосылкой успешности обучения. Если у ребенка развит познавательный интерес как составляющая мотивационной готовности, то он будет узнавать новое, задавать вопросы. Для выявления мотивационной готовности можно предложить детям поиграть с обычными игрушками, после этого прочитать неизвестную сказку и остановиться на самом интересном месте. Затем узнать, хочет ли он прослушать сказку до конца или заняться игрушками. Если у ребенка выражен познавательный интерес, то он предпочтет сказку, если игровой – вернется к играм, что свидетельствует о несформированной мотивационной готовности [3].

Наблюдая за игрой детей, можно также определить мотивационную готовность к школе. Если ребенок в игре «В школу» выбирает роль ученика, а не учителя, изображает сам процесс учебной деятельности (чтение, письмо, счет), то можно говорить о сформированной мотивационной готовности к школе. Если его больше интересует роль учителя и игра в перемены, то мотивационная готовность еще не сформирована.

Основным критерием личностной готовности является определенный уровень развития произвольности, который включает:

  • умение сознательно подчинять свои действия правилу;
  • умение работать по образцу;
  • умение внимательно слушать и точно выполнять задания;
  • умение ориентироваться на заданную систему требований [5].

Если ребенок на учебном занятии не слушает учителя, не умеет работать по правилу и образцу, часто отвлекается, играет, импульсивен, то у него не сформирована произвольность. Такие дети испытывают трудности в процессе обучения.

Определенный уровень произвольности является необходимым условием успешности обучения. Развитию произвольности поведения способствуют коллективные игры, благодаря которым отслеживаются все нарушения поведения. В коллективной игре осуществляется функция контроля, которую в одиночку ребенок не воспроизведет. В дошкольном возрасте она еще очень слаба, и в игре происходит ее зарождение. Поэтому игра считается школой произвольного поведения [4]. Для формирования произвольности могут быть использованы различные развивающие занятия, соответствующие возрасту малыша.

Если у ребенка не сформирован какой-либо компонент психологической готовности (интеллектуальной и личностной), то это вызовет затруднения в процессе обучения. В школе с такими детьми необходимо проводить коррекционную работу, направленную на формирование познавательной мотивации и психическое развитие. Развивающая работа будет эффективной, когда действия педагога-психолога и учителя будут согласованы. Если у ребенка шести лет не сформирован ни один компонент готовности, то ребенок будет испытывать трудности в обучении. В таком случае целесообразно начинать обучение с семи лет, чтобы не нанести вред его психическому здоровью.

В первый месяц посещения учебного заведения даже у детей со сформированной готовностью к школе могут появиться жалобы на плохое самочувствие, усталость, ухудшение настроения. Это проявления адаптационного процесса, который является закономерным и длится приблизительно до двух месяцев, но может затянуться и до полугода, в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка. В этот период дети особенно нуждаются в родительской заботе и поддержке, внимании со стороны учителя. Ребенка необходимо любить независимо от его успехов, способностей, внешнего вида. Если взрослые выражают свою любовь к нему только за определенные достижения и успехи, за выполнение требований, соответствующих их ожиданиям, то это сделает его неуверенным, нарушит самооценку, помешает развитию.

 

Список использованных источников

  1. Безруких, М. М. Почему трудно учиться / М. М. Безруких, С. П. Ефимова, Б. С. Круглов. – М. : Семья и школа, 1995.
  2. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. – М., 1968.
  3. Дубровина, И. В. Практическая психология образования / И. В. Дубровина. – М. : Просвещение, 2003. – С. 198.
  4. Эльконин, Д. Б. Психология игры / Д. Б. Эльконин. – М., 1978.
  5. Эльконин, Д. Б. Некоторые вопросы диагностики психического развития детей / Д. Б. Эльконин // Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей / под ред. Д. Б. Эльконина, Л. А. Венгера. – М., 1981.

Ж. Ф. Ильченко,
методист управления мониторинга
качества образования
Национального института образования

свернуть

Советы родителям первоклассников  Уважаемые мамы, папы, бабушки и дедушки!

Советы родителям первоклассников

 Уважаемые мамы, папы, бабушки и дедушки!

Первого сентября ваш ребёнок станет первоклассником. Первый год учебы будет для него годом новых знакомств, привыкания к одноклассникам и учителям, годом познания неизвестного и первых школьных побед.

            Мы, взрослые – и учителя, и родители, – хотим, чтобы школьная жизнь ребёнка была наполнена положительными эмоциями. Для этого мы должны создавать комфортные условия и поддерживать у ребёнка желание учиться, ходить в школу, общаться с учителями и одноклассниками. Педагоги будут стараться работать так, чтобы каждая минута урока была наполнена для ребёнка смыслом.

            Для успешного обучения мы должны сделать так, чтобы наши требования были приняты ребенком. Вы, родители, можете немало сделать для того, чтобы ребёнок любил школу и учился с радостью.

Прежде всего, вы будете каждый день интересоваться школьными событиями. Ваша искренняя заинтересованность в школьных делах и заботах ребёнка, серьезное отношение к его первым достижениям помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положения и деятельности. Знания детей первых классов в течение учебного года не оцениваются в баллах. Поэтому вместо вопроса «Какую отметку ты получил?» спросите: «Что сегодня было самое интересное?», «Что тебе больше всего запомнилось?», «Чем вы занимались на уроке чтения?», «Чему ты научился?», «С кем ты подружился в классе?», «Как прошел урок физкультуры?», «В какие игры вы играли?», «Чем вас кормили сегодня?», «Как ты справился с заданием на уроке трудового обучения?». Выслушивайте рассказы своего ребёнка о школе. Самое главное, что вы можете подарить ему, – это ваше внимание.

Обсудите с ребёнком те правила и нормы, с которыми он встретился в школе. Объясните их необходимость и целесообразность.

Составьте вместе с первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением. Ребёнок привыкает к школе не только психологически, но и физически. На протяжении 4 часов школьного дня он активно учится. В 6-7 лет такая нагрузка равна напряженному рабочему дню взрослого человека. Ваша дочь или сын нуждается в регулярном, продолжительном сне. Помогите школьнику научиться засыпать в одно и то же время. Позаботьтесь о здоровье вашего ребёнка, так как огрехи в режиме дня будут сказываться более серьёзно, чем раньше.

Ученье – это нелёгкий и ответственный труд. Поступление в школу существенно меняет жизнь ребёнка, но не должно лишать ее многообразия, радости, игры. У первоклассника должно оставаться достаточно времени для игровых занятий. Имея дело с первоклассником, учитывайте тот факт, что воспитатель детского сада и школьный учитель могут видеть одного и того же ребёнка совершенно по-разному. Для ребёнка эта смена отношений к себе может быть очень болезненной: он дезориентирован, он не понимает, что же теперь «хорошо», а что – «плохо». Поддержите его в этой трудной ситуации.

Не пропускайте трудности, возможные у ребенка на начальном этапе овладения учебными навыками. Если вас что-то беспокоит в поведении ребёнка, его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю или школьному психологу.

Ребёнок не должен бояться ошибиться. Невозможно научиться чему-то, не ошибаясь. Старайтесь не вырабатывать у ребёнка страх перед ошибкой. Чувство страха – плохой советчик. Он подавляет инициативу, желание учиться, да и просто радость жизни, и радость познания. Помните: для ребёнка что-то не уметь и что-то не знать – это нормальное положение вещей. На то он и ребёнок. Этим нельзя попрекать. Нельзя сравнивать ребёнка с другими. Никогда не сравнивайте мальчиков и девочек, не ставьте одних в пример другим: они разные даже по биологическому возрасту, девочки обычно старше ровесников – мальчиков. Никогда не ругайте ребёнка обидными словами за неспособность что-то понять или сделать. Оценивайте учебу вашего малыша только положительно, даже если вам кажется, что его успехи явно недостаточны. В каждой работе обязательно найдите, за что можно было бы его похвалить. Помните, что похвала и эмоциональная поддержка способны заметно повысить интеллектуальные достижения человека. Учитесь вместе с ребёнком, объединяйтесь с ним против трудностей, станьте союзником. Верьте в ребёнка.

С поступлением в школу в жизни вашего ребёнка появится ещё один авторитетный человек. Это учитель. Уважайте мнение первоклассника о своем педагоге. Спросите любого знакомого первоклассника, какая у него учительница. В ответ вы скорее всего услышите, что она самая лучшая, самая красивая, самая добрая, самая…  Для первоклассника учительница становится одним из самых главных взрослых в жизни. Мудрым поступком будет поддержать эту «влюбленность» ребёнка. Сотрудничайте с учителями вашего ребёнка, предлагайте помощь, проявляйте активность. Если у вас, как родителей, есть какие-то вопросы к учителям, вам кажется, что что-то нужно делать по-другому, все трения должны остаться между взрослыми. Иначе ребёнок будет вынужден разрываться между любовью к родителям и авторитетом учителя. Очень вредны негативные или неуважительные высказывания о школе и учителях «в семейном кругу», это значительно усложнит ребёнку адаптационный период, подорвет спокойствие ребёнка и уверенность в заботе и согласии между важными для него взрослыми людьми. Верьте в учителя.

свернуть