Советы психолога

Рекомендации учащимся «Выбор будущей профессии»

31.05.2018

Рекомендации учащимся «Выбор будущей профессии» 7 шагов к взвешенному решению

  1. Составьте список подходящих для вас профессий. Напишите все профессии, которые вам нравятся и интересны.
  2. Составьте описание вашей будущей профессии, какой вы ее видите. Попробуйте составить список требований к выбираемой профессии по плану:
  • выбираемая профессия и будущий род занятий;
  • выбираемая профессия и жизненные ценности;
  • выбираемая профессия и жизненные цели;
  • выбираемая профессия и ваши сегодняшние проблемы;
  • выбираемая профессия и реальное трудоустройство;
  • желательный уровень профессиональной подготовки;
  • выбираемая профессия и ваши склонности и способности;
  • желательные содержание, характер и условия работы.
  1. Выясните, насколько все перечисленные требования значимы для вас, что в будущей профессии для вас будет наиболее важно.
  2. Оцените свое соответствие требованиям каждой из подходящих профессий. Проанализируйте,  развиты ли у вас профессионально важные качества, отвечают ли интеллектуальные способности, психологические особенности, состояние здоровья требованиям профессии.
  3. Подсчитайте и проанализируйте результаты. Подумайте, какая профессия из всего списка больше других подходит вам по всем пунктам.
  4. Проверьте результаты. Чтобы убедиться в правильности размышлений, обсудите свое решение с родителями, учителями, педагогом-психологом, профконсультантом.
  5. Итак,  решение принято, теперь необходимо обозначить основные практические шаги к успеху. Важно определить, в каком учебном заведении и на каких условиях  вы сможете получить профессиональное образование, как развивать в себе профессионально важные качества, как можно получить практический опыт работы по данной специальности, как повысить свою конкурентоспособность среди других абитуриентов.

 

 

 

свернуть

Рекомендации выпускникам по психологической подготовке к экзаменам

30.05.2018

Рекомендации выпускникам по психологической подготовке к экзаменам

 

v Подготовьте место для занятий: убери со стола лишние вещи, удобно расположи нужные учебники, пособия, тетради, бумагу, карандаши и т.п.

v Введите в интерьер комнаты желтый и фиолетовый цвета (они повышают интеллектуальную активность). Для этого достаточно картинки или эстампа в этих тонах.

v Составьте план занятий. Для начала определите: кто вы – «сова» или «жаворонок», и в зависимости от этого максимально используйте утренние или вечерние часы. Составляя план на каждый день подготовки, необходимо четко определить, что именно сегодня будет изучаться. Не вообще: «немного позанимаюсь», а какие именно разделы и темы.

v Начните с самого трудного раздела, с того материала, который знаете хуже всего. Но если Вам трудно «раскачаться», можно начать с того материала, который наиболее всего интересен и приятен.

v Чередуйте занятия и отдых: 40 минут занятий, затем 10 минут – перерыв. Во время перерыва можно помыть посуду, полить цветы, сделать зарядку, принять душ.

v Оставьте один день перед экзаменом на то, чтобы еще раз повторить самые трудные вопросы.

v Накануне экзамена с вечера совершите прогулку, перед сном примите душ. Выспитесь как можно лучше, чтобы встать с ощущением «боевого» настроя.

свернуть

КУСТАРНЫЕ ОПИАТЫ ИЗ МАКОВЫХ ЗЕРЕН И МАКОВОЙ СОЛОМКИ.

27.02.2018

КУСТАРНЫЕ ОПИАТЫ ИЗ МАКОВЫХ ЗЕРЕН И МАКОВОЙ СОЛОМКИ.

В последние годы многие потребители наркотиков опиоидной группы перешли на указанный тип наркотиков. Данный тип наркотика отличается большим содержанием побочных токсических ингредиентов, а их употребление часто сопровождается рискованным инъекционным поведением: использование общих шприцев (в частности при разделении наркотика из одного шприца на несколько - по числу потребителей).

Отсутствие посадок мака, затруднение трафика маковой соломки, героина и метадона делает «семки» одним из самых доступных и распространенных опиатных продуктов. Включение в мае 2007 года экстракционного опия, получаемого из семян растения рода Papaver путем извлечения наркотически активных алкалоидов опия водой или органическими растворителями, в Республиканский перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров не смогло коренным образом изменить ситуацию.

Суррогатные опиоиды несут потребителям дополнительные риски, связанные как с продуктами приготовления, так и с особенностями инъекционного введения этих средств. Из всех компонентов наиболее токсичными являются щелочи и кислоты, которые в непрореагированном виде могут содержаться в готовом растворе.

Токсическое действие непрореагированных компонентов можно разделить на краткосрочное и долгосрочное. К краткосрочным последствиям относятся непосредственное действие щелочных или кислотных продуктов на кровеносную систему, что проявляется в виде флебитов (воспаление вен), тромбозов (тромбов вен), кровоизлияний (из за уксусной кислоты) и риска развития токсической кардиомиопатии (поражение сердечной мышцы). К долгосрочным последствиям относят риск развития токсических гепатита и нефрита (воспаление печени и почек), активизацию хронических вирусных гепатитов ВиС, утяжеления проявлений ВИЧ-инфекции и риск развития взаимодействий с антиретровирусными препаратами.

Следующими химически активными компонентами «ширки из мака» являются экстрагированные из зерен различные органические соединения с повреждающим сосудистую стенку, печень и почки действием.

Дополнительные риски создает комбинация опиатов с антигистаминными препаратами (димедролом- добавляется в «ширку» для уменьшения сильного зуда, возникающего после введения наркотика) , повышая риск передозировок и усиления угнетения центральной нервной системы.

Сотрудниками наркоконтроля области принимаются исчерпывающие меры по изъятию семян мака из незаконного оборота, в частности уже в текущем 2013 году сотрудниками ОНиПТЛ Пинского ГОВД совместно с сотрудниками ИМНС на территории г.Пинска проведены две контрольные закупки, в результате которых изъято: более 10 килограммов семян мака, имущество более чем на 26 миллионов рублей НБ РБ; автотранспорт на котором перемещались семена и реализовывались находится на штрафстоянке, по результатам рассмотрения административного производства будет принято решение о его конфискации.

 

свернуть

НАРКОТИЧЕСКАЯ ЗАВИСИМОСТЬ – ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

27.02.2018

НАРКОТИЧЕСКАЯ ЗАВИСИМОСТЬ – ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

Брестская область расположена на юго-западе республики, на западе граничит с Польшей, на юге с Украиной. Транзитный коридор Берлин-Варшава-Брест-Минск-Москва, прямой путь в Вильнюс и Киев, разветвленная сеть железных и автомобильных дорог на территории области позволяют быстро осуществлять перевозку пассажиров и грузов.

Наркотики делают человека своим рабом. Буквально через несколько часов после очередной инъекции наступает синдром «ломки». Начинаются невыносимые физические и психологические мучения. Нарушается сон, пропадает аппетит, появляется страшная боль в суставах, наступают приступы слабости... Очередная «доза» вроде бы спасает, но только на время! Зависимость от сильнодействующих препаратов становится все существеннее, а в конце концов цепочка «любопытство - удовольствие - уход в мир грез - болезненная зависимость» замыкается в зловещий и безвыходный круг, после чего человек уже становится, по существу, инвалидом... Наркотики становятся необходимыми, как пища, как кислород, как... (сравнения можно продолжать до бесконечности). Снежным комом нарастают неудовлетворение жизнью, окружающими, ощущение безнадежности и безысходности. Наркотик становится нужен только для того, чтобы заглушить (хоть на время!) невыносимую боль. Больной наркоманией становится опасным для окружающих. Ему требуются немалые деньги для покупки очередной «дозы», которые практически невозможно заработать законным путем. Ради них он идет на кражи, вымогательства и т. д. Нередки случаи, когда наркоманы не останавливаются даже перед убийством.

Каковы же причины, по которым человек впервые в жизни пробует наркотик?  Как свидетельствует всезнающая статистика, на первом месте стоит любопытство и стремление испытать незнакомые ощущения - 53 %. Затем следует дурной пример знакомых - 17 %, желание получить наслаждение - 14 %, настойчивые уговоры друзей - 9 %, желание подавить сильную боль или психологическую травму - 7 %.

Как правило, «знакомство» с наркотиками происходит в 10-16 лет. К сожалению, о них открыто и подробно пишут в популярных молодежных журналах. Более того, принимать наркотики становится стильным и модным. По сведениям, полученным из компетентных источников, наркотики зачастую становятся непременным атрибутом молодежных дискотек и других мероприятий. Подросток, глотнувший таблетку «экстази», может без устали танцевать всю ночь напролет, его переполняют безудержное веселье и смех, необратимые последствия начинаются позже... К несчастью, того, кто впервые попробовал наркотик, тянет к нему опять.

Например в Германии существуют центры длительной социальной реабилитации наркоманов. В связи с распространением СПИДа широко практикуется раздача на улицах одноразовых шприцев, а специализированная бригада врачей в определенном месте, о котором знают многие наркоманы, делает им уколы для выведения из критических состояний. Таким образом, не только ведется учет наркоманов, но и во многом стабилизируется криминогенная обстановка.

«Как врач, сказала бы: приди в наркодиспансер. Как человек - понимаю, что я бы не пришла». Это слова врача-психолога, которой ежедневно приходится общаться с людьми, зависимыми от наркотиков. Ей не раз приходилось выслушивать такие откровения пациентов: «Вы живете в одном мире, я - в другом. Ваш мир мне абсолютно не нравится, я хочу в другой, там нет ничего негативного, для этого мне нужны наркотики». Человек, употребляя наркотики, полностью меняется, его не волнуют, как прежде, житейские проблемы, он перестает воспринимать сердечные привязанности. Поэтому не помогают уговоры любимых, родителей. Он не чувствует ни ответственности, ни вины перед ними. Меняются его потребности, сужается круг интересов, он бросает друзей, спортивные секции, милые привычки и хобби, работу, семью.

Все пять составляющих личности страдают - тело, разум, эмоции, духовность, взаимопонимание с внешним миром.

Физические стороны болезни наркоманов устранить проще всего - транквилизаторы, обезболивающие, это, кстати, может сделать и сам наркоман. Обычно они сами для себя врачи, знают, как снять ломку, но психическую зависимость снять очень сложно, практически невозможно.

Необходимо, чтобы человек твердо решил: «Я хочу бросить», причем важна не внешняя мотивация этого решения («меня преследует милиция, родители выгоняют из дома, не дают денег...»), а внутренняя. Но как убедить себя, что не хочешь больше принимать наркотики, если при каждой мысли о них происходит примерно следующее.

Помните рефлекс Павлова - вы представляете лимон, и только от воспоминания выделяется слюна. Какие чувства вы испытываете, думая о шоколадке? Женщине около 50. В молодости она несколько раз кололась. Бросила. Теперь она видит плакат со страшным изображением (шприц и рука с посиневшими венами), и в подсознании мелькает «как это было приятно». Это инстинкт к смерти в подсознании борется с инстинктом к жизни. Прошло 30 лет с момента последнего укола. Но подобные картинки для нее (что же говорить о долго употребляющих наркотики) - это реклама. Даже единожды пробуя наркотики, из двух движущих нами инстинктов - к жизни и к смерти - мы выбираем второй.

Совместными усилиями мы в состоянии бороться с «наркотическим спрутом», потому что в его щупальцах могут оказаться наши дети. А потеряв молодежь, потом придется платить гораздо большую цену.

свернуть

Учиться хорошо могут все!

09.01.2018

Учиться хорошо могут все!

Хочешь ты этого или нет, но именно школе тебе придётся посвятить около 11 лет жизни. Эти годы могут стать для тебя по­рой открытий, а могут и превратиться в тяжкое бремя. Во многом это бу­дет зависеть от твоего от­ношения к учёбе.

Положительная сторона учёбы в школе заключа­ется в том, что ты начи­наешь видеть свои силь­ные и слабые стороны. «Школа научила меня правильно относиться к неудачам» – делится одна ученица. Раньше у нее была склонность винить в своих неудачах кого угодно, только не себя. А кому то принесли пользу строгие школьные по­рядки. Да, нередко ис­тинная причина неуспе­ваемости – обычная лень. По словам отстающих учеников «их неуспевае­мость по причинам от них не зависящих: слиш­ком трудные задания на контрольных, придир­чи­вость учителей, неве­зе­ние, судьба, погода». Те же, кто учится хо­рошо, относятся к учёбе ответственно. В чём же секрет их успехов? Один ученик ответил, что ему «помогает личное желание учиться». Другой указал на «организованность и хо­роший распорядок дел». Третий сказал, что «необ­ходимо ставить перед со­бой конкретные цели». Да, твоя успеваемость в боль­шей мере зависит не от по­сторонних причин, а от са­мого ТЕБЯ – от твоего же­лания учиться и добро­сове­стного отношения к заня­тиям. «Но я, же занимаюсь!» Именно так говорят неко­торые подростки. Воз­можно, ты тоже обнару­жишь, что не настолько усерден в учёбе, как дума­ешь, и с этим необходимо что-то делать. Из опроса 770 учеников, отстающие ученики считали себя та­кими же усердными. Как успевающие. Исследова­ния показало, что эти уче­ники занимаются намного меньше своих однокласс­ников с высокой успевае­мостью. Какой из этого можно сделать вывод? В одной статье говорилось, что, если ученик будет «от­водить на выполнение домашнего задания больше времени, у него повысится успеваемость», «если не очень способный ученик выделит на уроки от одного до трёх часов в неделю, он будет получать такие же оценки как уче­ник со сред­ними способностями». Стоит ли тогда удивляться, что учитель уделяет го­раздо больше внимания прилеж­ным, внимательным и по­слушным ученикам? Может, неплохо было бы самому стать более усерд­ным в учёбе? Возможно, тебе при­дётся держать себя в «ежо­вых рукавицах», особенно если часто отвле­каться от выполнения до­машнего за­дания на про­смотр телепе­редач или на что-нибудь ещё. К сожале­нию, включая радио, это как правило, мешает сосредо­точиться: то же от­носится к разговорам по те­лефону или гостям. Отно­сить к выполнению домаш­них за­даний как к работе, регу­лярные занятия войдут в привычку,… и появится больше желания учиться. Не забывай устраивать ме­жду предметами короткие перерывы, особенно если задание большое.

свернуть

Рекомендации выпускникам от психолога

19.04.2017

ЛИЧНЫЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ПЛАН УЧАЩЕГОСЯ

Главная цель (что я буду делать, каким буду, чего достигну, идеал жизни и деятельности).

Цепочка ближайших и более отдаленных конкретных целей (чему и где учиться, перспективы повышения мастерства).

Пути и средства достижения ближайших целей (беседы с людьми, проба сил, самообразование, поступление в учебное заведение, подготовительные курсы).

Внешние условия достижения целей (трудности, возможные препятствия, возможное противодействие тех или иных людей).

Внутренние условия (свои возможности: состояние здоровья, способности к теоретическому или практическому обучению, настойчивость, терпение, личные качества, необходимые для работы по данной специальности).

Запасные варианты целей и путей их достижения на случай возникновения непреодолимых препятствий для реализации основного варианта.

ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПЛАНА:

  • определенность, ясность плана (если человек указывает на единственную профессию и соответствующий тип учебного заведения);
  • полнота плана (когда учтены все необходимые факторы выбора профессии: направленность интересов, склонностей, способностей, состояние здоровья, уровень образования и т. д.);
  • устойчивость плана (во времени, как уверенность в правильности выбора и помехоустойчивость в стремлении к его осуществлению);
  • реалистичность плана (как опора на реальные социальные и психологические возможности реализации выбора);
  • логическая обоснованность и внутренняя согласованность (как соотнесение склонностей и способностей человека с требованиями профессии);
  • моральная оправданность плана (если мотивы профессии относятся к содержанию деятельности);
  • согласованность плана с потребностями рынка труда.

ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПЛАНА

Составляя личный профессиональный план, необходимо:

  • определить, какой вид деятельности вам интересен; проанализировать в какой степени выражены склонности к работе в сферах «человек-природа», «человек-техника», «человек-человек», «человек-знаковая система», «человек-художественный образ»; составить формулу интересующей профессии;
  • выяснить, работники каких профессий требуются на рынке труда, в городе, районе, где вы живете;
  • сопоставить полученные данные и сделать вывод, в какой области профессиональной деятельности вы могли бы работать;
  • ознакомиться с интересующими профессиями, беседуя с их представителями, пользуясь профессиограммами, специальной литературой; посоветоваться с родителями; проконсультироваться с врачом;
  • соотнести свои индивидуальные особенности с требованиями избранной профессии;
  • узнать содержание интересующей профессии, условия работы, перспективы профессионального роста;
  • ознакомиться с возможными путями освоения профессии; побывать в учебных заведениях на «Днях открытых дверей»;
  • проанализировать преимущества и недостатки различных путей получения общеобразовательной и профессиональной подготовки.

ПРИНЦИПЫ, КОТОРЫМИ ДОЛЖЕН РУКОВОДСТВОВАТЬСЯ ЧЕЛОВЕК, ВЫБИРАЮЩИЙ ПРОФЕССИЮ

ПРИНЦИП СОЗНАТЕЛЬНОСТИ. Правильно выбрать профессию может человек, четко осознавший:

  • что он хочет (осознающий свои цели, жизненные планы, идеалы, стремления, ценностные ориентации);
  • что он есть (знающий свои личностные и физические особенности);
  • что он может (знающий свои склонности, способности, дарования);
  • что от него потребует работа и трудовой коллектив.

ПРИНЦИП СООТВЕТСТВИЯ. Выбираемая профессия должна отвечать (соответствовать) интересам, склонностям, способностям, состоянию здоровья человека и одновременно потребностям общества в кадрах.

ПРИНЦИП АКТИВНОСТИ. Профессию надо активно искать самому. В этом большую роль призваны сыграть: практическая проба сил в кружках, секциях, на факультативах; чтение литературы, экскурсии, встречи со специалистами, посещение учебных заведений в «Дни открытых дверей», самостоятельное обращение к психологу или профконсультанту.

ПРИНЦИП РАЗВИТИЯ. Отражает идею необходимости развивать в себе такие качества, которые нужны для любой профессии. Это — психические процессы (мышление, память, внимание) и следующие черты характера: трудолюбие, добросовестность, прилежность, организованность, исполнительность, самостоятельность, инициативность, умение переносить неудачи, выдержка, настойчивость.

ОШИБКИ И ЗАТРУДНЕНИЯ ПРИ ВЫБОРЕ ПРОФЕССИИ

1. НЕЗНАНИЕ ПРАВИЛ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ:

  • выбор профессии за компанию;
  • перенос отношения к человеку на саму профессию;
  • отождествление учебного предмета с профессией;
  • ориентация сразу на профессии высокой квалификации;
  • неумение определить путь получения профессии.

2. НЕЗНАНИЕ САМОГО СЕБЯ:

  • незнание или недооценка своих физических особенностей;
  • незнание или недооценка своих психологических особенностей;
  • неумение соотнести свои способности с требованиями профессии;

3. НЕЗНАНИЕ МИРА ПРОФЕССИЙ:

  • увлечение только внешней стороной профессии;
  • предубеждение в отношении престижности профессии;
  • незнание требований профессии к человеку;
  • устаревшие представления о характере и условиях труда конкретной профессии.

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРИГОДНОСТЬ

Различают следующие степени профессиональной пригодности:

1. Непригодность. Она может быть временной или практически непреодолимой. О ней говорят в тех случаях, когда имеются отклонения в состоянии здоровья, несовместимые с работой. При этом дело обстоит не обязательно так, что человек не может работать, а так, что работа в данной профессии может ухудшить состояние человека. Противопоказания бывают не только медицинские, но и психологические: те или иные стойкие личные качества будут помехой для овладения определенной профессией.

2. Годность. Характеризуется тем, что нет противопоказаний, но нет и очевидных показаний. Иначе говоря, ни за, ни против. «Можешь выбирать эту профессию. Не исключено, что станешь хорошим работником». Примерно такими словами можно охарактеризовать данную степень профессиональной пригодности.

3. Соответствие. Нет противопоказаний и есть некоторые личные качества, соответствующие требованиям профессии. Например, есть выраженный интерес к определенным объектам труда (технике, природе, людям, искусству) или успешный опыт в данной области. При этом не исключено соответствие другим профессиям. «Можешь выбрать эту профессию. И весьма вероятно, что ты будешь хорошим работником».

4. Призвание. Это высший уровень профессиональной пригодности. Он характеризуется тем, что во всех элементах ее структуры есть явные признаки соответствия человека требованиям избираемого вида труда. Речь идет о признаках, которыми человек выделяется среди своих сверстников, находящихся в равных условиях обучения и развития. «В этой и именно в этой области труда ты будешь наиболее нужен людям».

Чтобы открыть в себе призвание, важно смело «примеривать» себя к самым разным профессиям, необходимо практически пробовать свои силы в разных видах труда.

УСЛОВИЕ ОПТИМАЛЬНОГО ВЫБОРА ПРОФЕССИИ

- зона оптимального выбора

ХОЧУ — стремления личности (желания, интересы, склонности, идеалы).

МОГУ — возможности личности (состояние здоровья, способности, уровень знаний, характер, темперамент).

НАДО — потребности общества в кадрах, и осознания необходимости затратить определенные усилия для достижения жизненно важных целей.

Планируя свою профессиональную карьеру, полезно ответить на следующие вопросы

  • От каких своих умений и способностей вы получаете наибольшее удовлетворение?
  • Каковы ваши основные интересы и любимое времяпрепровождение?
  • Какие учебные предметы у вас любимые?
  • Чем бы вы хотели заниматься каждый день по 8 часов из года в год?
  • О какой работе вы мечтаете?
  • Каким вы представляете свое занятие через 10 лет?
  • Какая работа была бы для вас идеальной? Опишите ее как можно подробнее. Представьте себя на этой работе, с кем вы работаете, как проводите время?
  • Каковы ваши критерии выбора профессии? (обязательные и желательные)
  • Какие ваши сильные стороны и навыки более всего позволяют вам считать себя подходящим для работы, которая вам кажется идеальной?
  • Какие пробелы в своих знаниях и умениях вам необходимо ликвидировать, чтобы получить идеальную для вас работу?
  • Если работа, идеальная для вас недостижима в настоящее время, то какую работу вы могли бы выполнять, чтобы продвигаться в избранном направлении?
  • С кем можно посоветоваться, чтобы получить полезную для планирования карьеры информацию?
  • И, наконец, запишите ваши ближайшие и долгосрочные цели в области карьеры и действуйте.

ТЕМПЕРАМЕНТ И СТИЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Каждый учащийся должен сделать выбор, где он будет продолжать обучение после школы. И для того, чтобы не ошибиться, необходимо учитывать свои индивидуальные особенности. Такие индивидуальные особенности как интересы, склонности весьма непостоянны и изменчивы. Поэтому нужно стимулировать их развитие. Однако есть и другой тип индивидуальных особенностей, которые изменить практически нельзя, но невозможно и не обращать на них внимания, т.к. они влияют на деятельность, на поведение, на взаимоотношения с окружающими. К таким особенностям и относится темперамент.

Темпераментом называют совокупность свойств, характеризующих динамические особенности протекания психических процессов и поведения человека, их силу, скорость, возникновение, прекращение и изменение.

Сегодня существует несколько разных типологий темперамента, но чаще всего наблюдаются те четыре типа, которые известны нам из классического учения о темпераментах: сангвинический, холерический, флегматический и меланхолический.

В большинстве случаев в людях сочетаются черты всех четырех типов темперамента, один из которых выражен сильнее, а другие слабее. Можно говорить не о темпераменте, а о «темпераментной структуре», которая включает в себя все типы.

Темперамент непосредственно сказывается на стиле работы, хотя степень его влияния на труд зависит от производственных условий и подготовленности рабочего или учащегося к данному виду труда и его направленности.

Стиль работы — это совокупность манер поведения работника в труде, выражающаяся в целеустремленности, интересе, продолжительности врабатываемости, в темпе и производительности труда, в ритмичности трудового процесса, в требовательности к качеству результатов труда.

САНГВИНИК может быть надежным в любой работе, кроме автоматической, однообразной и медлительной. Он более способен к живой, подвижной деятельности, требующей смекалки, находчивости и активности. Сангвиник обычно целеустремлен, работает не ради самой работы по необходимости, а с определенной целью достичь желаемого, причем настойчиво и терпеливо добивается намеченного результата. Но эта целеустремленность и настойчивость проявляются им, когда работа разнообразна и удовлетворяет его склонность к смене впечатлений. Во всех делах в меру сдержан и спокоен. Однако не терпит помех в работе с чьей-либо стороны. В случае таких задержек в работе часто «опускает руки», проявляет уже безразличие к делу и даже апатию.

ХОЛЕРИК наиболее успешно выполняет работы с ярко выраженной цикличностью, где в какие-то периоды рабочего цикла требуется максимальное напряжение сил, а потом деятельность сменяется более спокойной работой другого характера до следующего цикла. Но он может со временем приспособиться и к равномерному ритму работы, которую хорошо освоит, и будет иметь в ней неизменный успех.

Следует иметь в виду, что холерический темперамент более других способствует напряженности при выполнении опасных и ответственных действий, в которых допускаются те или иные неточности. Поэтому очень важно побуждать и укреплять его уверенность в успехе. Ему свойственно плохое самообладание. В случаях неудач — а они в период обучения у него бывают часто — он может принять опрометчивые решения.

Холерикам предписывается деятельность, позволяющая установить нормальный порядок в труде и отдыхе, работу умеренно-деятельную, поскольку утомляющие физические и умственные занятия неблагоприятны для представителей данного типа темперамента. Вместе с тем они не должны выбирать профессию, требующую сидячего образа жизни, а также занятий, связанных с длительным пребыванием у огня (горны, печи) и, вообще, с высокими температурами, так как это тоже вредно для их здоровья.

ФЛЕГМАТИКУ наиболее соответствует такая учебная и производственная работа, где нет необходимости в быстром выполнении сноровистых и разнообразных действий. Флегматик приступает к работе не спеша, но готовится к ней обстоятельно, ничего не упуская из поля своего внимания. Врабатывается в нормальный ритм сравнительно долго. Темп работы не высок. Однако благодаря обстоятельной подготовке к работе, упорству и настойчивости производительность его труда может быть вполне удовлетворительной. Он требователен к качеству своей работы, но не стремится сделать больше и лучше, чем от него требуется. Не склонен к смене видов деятельности и их целей. Более расположен к однообразной, хорошо им освоенной работе.

Флегматика приходится поторапливать. И при этом, учитывая его упорство и настойчивость в работе, а также то, что он и без понукания работает с большим, хотя и не ярко выраженным, напряжением, его нельзя упрекать в медлительности, потому что это его свойство не зависит от его воли. Его нужно поторапливать, помогая и подбадривая, но не лишая самостоятельности в действиях и излишне не опекая.

МЕЛАНХОЛИК в отношении эмоциональной возбудимости и впечатлительности — полная противоположность флегматику. Некоторое сходство их можно заметить лишь в вялом реагировании на раздражители, поступающие из окружающей среды, и в медлительности действий, хотя причины вялости и медлительности у них различны. Он может вполне успешно работать в спокойной и безопасной обстановке, не требующей от него быстрых реакций и частой смены характера деятельности. Однако длительное время, переживая обиды и даже незначительные «уколы» самолюбия, часто отвлекается в своих мыслях от выполняемой работы, допуская невнимательность и ошибки, поэтому врабатывается в нормальный ритм труда медленно и сохраняет его недолго в результате периодических появлений апатии и вялости. Темп работы непостоянен. Плодотворность труда может быть весьма высокой при бодром настроении и низкой — при подавленном.

Предпочитает работать в одиночку. Благодаря своей высокой чувствительности, он легко улавливает и понимает тонкости в поведении людей, окружающем его мире, а так же в искусстве, литературе, музыке. Меланхолику подходит работа, требующая внимания, умения вникнуть и проработать мельчайшие детали. Ему противопоказана деятельность, требующая значительного напряжения, связанная с неожиданностями и осложнениями.

Следует отметить, что любая группа людей работает эффективней, если в ней есть представители всех темпераментов. Меланхолики первыми чувствуют, в каком направлении надо начинать поиск. Холерики выполняют функции бесстрашных разведчиков. Сангвиники являются источником положительных эмоций и постоянно генерируют неожиданные идеи. Флегматики анализируют информацию и предлагают взвешенное решение.

Таким образом, влияние свойств нервной системы (силы, подвижности, уравновешенности) и связанных с ними типологических особенностей личности на мотивацию деятельности проявляется в том, что у людей с определенным темпераментом обнаруживается предпочтение определенному типу профессиональной деятельности.

свернуть

Заговори, чтобы я тебя увидел

18.04.2017

Заговори, чтобы я тебя увидел

Психологи о проблеме сквернословия в подростковой среде

Слова, которые человек произносит и слышит, формируют его сознание, личность. Вот почему проблема культуры, чистоты речи так актуальна сегодня, когда мы все чаще сталкиваемся со сквернословием в повседневной жизни: в общественных местах, транспорте и даже в стенах учебных заведений.

В чем причина такой популярности непристойной лексики? Какая позиция педагога и родителей будет наиболее эффективной в формировании речевой культуры подростков? Эти вопросы наш корреспондент Светлана Ищенко обсудила за круглым столом с практическими психологами тренинг-центра «Сталкер-медиа» Андреем Гриневичем, Натальей Космач и Сергеем Шлапаком.

Корр.: Несколько лет назад сквернословие было признаком аморальности и малообразованности. На любителя крепких словечек принято было смотреть с осуждением. Теперь бескультурье принимает поистине угрожающие масштабы. Особую тревогу вызывает тот факт, что непристойная лексика становится все более привычной для детей и подростков. В чем причины такого явления?

С. Ш.: Дети впитывают и максимально используют то, что слышат и видят в окружающем мире. Сейчас, к сожалению, мат нередко можно встретить в Интернете, определенных СМИ, он звучит даже с телевизионных экранов. Его употребление уже не столь категорично табуируется, как раньше. И в этом есть серьезная опасность: когда мат, являясь достоянием низшей социальной среды, становится привычным для всего общества, происходит опасное слияние одного социума с другим, смещение ценностных позиций.

А. Г.: Подростки срываются на крик, непристойную брань, когда не решаются или не умеют обычными словами высказать в социуме свои чувства, сдерживаемую злость. Но вместо облегчения и овладения собой, что произошло бы при правильном, позитивном выражении чувств, у них только усиливается внутреннее напряжение. В результате такие подростки уже не могут корректно строить отношения с окружающими.

Корр.: Полностью оградить детей от влияния извне мы не можем. Изменить мир тоже не в наших силах. Но родители и педагоги могут оказывать на ребенка более сильное влияние и адаптировать его к негативным ситуациям. Как это сделать?

Н. К.: Развивать доверительные отношения, разговаривать на равных, как взрослый со взрослым, объяснять свою жизненную позицию на примерах, приближенных к реальной жизни ребенка. Если подросток разделяет точку зрения педагога или родителей, для которых мат неприемлем, он будет отстаивать свои принципы и в кругу сверстников. Если же взрослый не находит нужных аргументов, непоследователен в своих действиях, велика вероятность снижения его авторитета в глазах подростка, а значит, и той системы ценностей, которую он предлагает.

С. Ш.: К сожалению, некоторым ребятам в 12--14 лет дворовый хулиган, любитель крепких словечек, кажется гораздо более авторитетным, чем учителя и родители.

А. Г.: Родителям и педагогам я бы посоветовал в данной ситуации обратить внимание детей на то, кем станет этот «крутой» сегодня парень лет через 20--30. Во взрослой жизни такие псевдолидеры чаще всего превращаются в асоциальных элементов.

Н. К.: Я бы в этой ситуации пошла от обратного. Наверняка, каждый ребенок в душе хочет стать лидером, для него очень важно, чтобы с ним считались, к нему прислушивались. В воспитательной беседе я сделала бы акцент на том, каким образом знаменитости, которые ведут за собой народы, создают «волну» интереса к своим идеям. Они блестяще владеют красноречием, и никто из них не прибегает к грубым выражениям, чтобы вдохновить массы. Надо поставить перед подростком вопрос: что позитивного, ценного ты можешь в себе развить, чтобы люди шли за тобой?

Корр.: На мой взгляд, обычный школьник еще не задумывается о столь далеких перспективах, для него важнее, что с ним происходит «здесь и сейчас». Может быть, стоит обратить внимание детей на то, что в русском языке достаточно приличных выражений, чтобы выразить досаду, гнев, возмущение, обиду, в крайнем случае, хотя бы «черт побери!» сказать?

С. Ш.:  Только эти выражения сейчас «немодные», и если подросток станет так говорить, сверстники посмотрят на него, как на белую ворону. В современном обществе фразы типа «черт побери!» уже не воспринимаются всерьез и не используются для разрядки сильных эмоций.

А. Г.: Замена мата какими-то другими словами ‑- не решение проблемы.

Н. К.: Менять нужно отношения. Нужно строить открытое взаимодействие с детьми, объяснять им с раннего возраста, что мат ‑ это плохо. В семьях не должно быть запретных тем, на которые родители не хотели бы говорить с детьми.

С. Ш.: Речь ребенка, как правило, соответствует той социальной среде, в которой он находится. Бывает, что родители позволяют себе мат в обиходе, не придавая этому большого значения. И тогда неудивительно, что ребенок заговорил в том же стиле, ведь дети копируют родителей: девочки ‑ мам, мальчики ‑ отцов.Но если подросток из интеллигентной семьи вдруг начал крепко выражаться, то педагогам вместе с родителями стоит задуматься, против чего он пытается протестовать, что в окружающем мире его не устраивает.

Корр.: Я полагаю, что наказания за нецензурную брань не будут эффективными?

С. Ш.: Ребенка в возрасте до 14 лет можно, конечно, жесткими наказаниями вынудить не ругаться матом. Но, во-первых, он вам никогда не простит давления и унижения…

Н. К.: А во-вторых, он толком не поймет, почему это плохо, если мат активно употребляется в его окружении. Большинство подростков 12‑14 лет, которые бравируют матом в компании сверстников, в присутствии родителей и учителей сдерживаются. Получается, что они живут в двух разных мирах: там это можно, а здесь нельзя. Если подросток сгоряча выругался при взрослом, ему, как правило, становится стыдно. Я бы призвала к откровенной беседе с провинившимся: «Раз ты говоришь эти слова, пусть и не при мне, давай рассмотрим, что ты при этом чувствуешь. Почему ты сейчас опускаешь голову, не смотришь мне в глаза? Это что-то ненормальное, стыдное?»

С. Ш.: Поможет уважительный разговор с ребенком как с равным: «Вот ты сейчас сказал эту фразу ‑ давай разберем, что конкретно ты сказал». Переведите его высказывание с эмоционального уровня на осознанный.

А. Г.: Я бы тоже посоветовал родителям: не бойтесь максимально прояснить, что на самом деле обозначает мат. Вместе с подростком сформулируйте сказанную им фразу, заменяя нецензурные слова теми, которые они обозначают на самом деле. Тогда к нему придет понимание, что мат не объясняет ничего, не несет никакой полезной информации. Спросите: «Ты что, попугай, который повторяет чужие слова, не понимая их смысла? Человек разумный строит свое высказывание так, чтобы оно отражало суть. А если ты часто вставляешь в разговор мат, как тебя воспринимают твои приятели? Скорее всего, «в фоновом режиме». Они, конечно, реагируют на сказанное тобой: смеются, что-то отвечают… Но только живые человеческие слова вызывают у окружающих сочувствие, сопереживание, побуждают оказать поддержку. Матом этого достичь невозможно ‑ только поверхностной эмоциональной реакции. Но на ней не выстроишь настоящую дружбу, не создашь сплоченный коллектив».

Н. К.: Самое главное ‑ перевести на уровень осознания то, что дети обычно говорят автоматически.

Корр.: Мне приходилось читать, будто использование мата отражается на здоровье человека. Существует даже гипотеза, что вибрации, возникающие от произнесения непристойностей, разрушают генетический аппарат человека. Насколько такие опасения оправданы?

А. Г.: Когда человек понимает, что за словом, которое он произносит, стоит что-то нехорошее, как он будет «заряжать» это слово? Конечно, негативными эмоциями. Помните известный эксперимент с водой? Когда звучала классическая музыка или слова молитвы, молекулы воды выстраивались в гармоничную структуру. Когда включали жесткую, агрессивную музыку или произносили ругательства, структура разрушалась и молекулы приходили в хаотичное движение. Если в любое слово вложить негативную информацию и повторить опыт с водой, получим тот же результат. Не сами по себе сочетания звуков приносят вред, а то агрессивное отношение к миру, к людям, которое выражает через них говорящий.

Есть еще теория магнита: чем больше человек ассоциирует себя с какими-то плохими вещами, чем больше употребляет нехороших слов, тем больше притягивает к себе негативного.

Корр.: Наверное, любителя матерщины легче вывести из душевного равновесия, он становится раздражительным, агрессивным, циничным…

А. Г.: Да, и его начинает привлекать все негативное. И когда такой человек получит шанс достичь чего-то лучшего в жизни, он не сможет реализовать его.

Корр.: Таким образом, частое употребление ненормативной лексики снижает эмоциональный фон человека и программирует его на неудачу. Какие еще последствия можно определить?

А. Г.: Если подросток понимает, что сквернословить стыдно, и видит, что его крепкие выражения шокируют некоторых людей, но продолжает идти вразрез со своей совестью в угоду «моде» или приятелям, то возникает разлад в его внутреннем мире и он подсознательно начинает наказывать самого себя. Это бессознательная компенсация чувства вины. Причем дети наказывают себя быстрее, чем взрослые.

Корр.: В чем может выражаться такое самонаказание?

А. Г.: Возникают психосоматические расстройства, травмы, различные неприятности.

Корр.: Подведем итог. Как педагогу создать в детском коллективе здоровую, культурную атмосферу?

Н. К.: Самое главное ‑ внимание, доверие, ответственность, живой интерес к жизни воспитанников. Когда педагог является настоящим лидером для детей, пользуется их уважением, ребята всегда прислушиваются к нему и следуют за ним. Раз уж проблема сквернословия возникла, нужен искренний разговор о ней в коллективе, потому что дети очень тонко чувствуют, когда учитель говорит неправду, заискивает, преувеличивает. И если взрослый будет жестко навязывать свое мнение и контролировать подростков, то скорее всего они пойдут в обход запретов.

С. Ш.: Нужно приучать детей понимать, что они говорят и для чего, расширять их словарный запас. Если родители и педагоги не открыли для подростка мир художественного слова, не научили грамотной, богатой, культурной речи, то ее место займет иной лексикон.

А. Г.: Чем больше человек осознает, о чем он говорит, тем тщательнее будет подбирать слова, которые раскрывают его мысль.

Н. К.: Учите ребят осознавать свои слова и поступки и нести ответственность за них. Для начала ‑ просто осознавать.

Корр.: Благодарю вас за увлекательную беседу.

свернуть

РЕКОМЕНДАЦИИ ШКОЛЬНИКАМ ОТ ПСИХОЛОГА

Заголовок материала
1 20 советов, как добиться успеха
2 Пять заповедей успешного человека.
3 Рекомендации от психолога школьникам. Общение с товарищами.
4 Рекомендации от психолога школьникам. Самоубийство? Никогда!
5 Рекомендации от психолога школьникам. Стресс.
6 Рекомендации от психолога школьникам. Одиночество.
7 Рекомендации от психолога школьникам. Школа и ты.
8 Рекомендации от психолога школьникам. Отношения с родителями
9 Памятка школьникам от психолога
10 Секреты успеха в учебе 7
11 Секреты успеха в учебе 6
12 Секреты успеха в учебе 5
13 Секреты успеха в учебе 4
14 Секреты успеха в учебе 3
15 Секреты успеха в учебе 2
16 Секреты успеха в учебе
17 Памятка школьникам "Семь правил выработки такого умонастроения, которое принесет вам душевное спокойствие и счастье"
18 Заповеди школьникам от психолога
19 Заметки психолога для школьников.
свернуть