Министерство образования Республики Беларусь
Отдел по образованию Брестского райисполкома
Государственное учреждение образования
«Базовая школа д. Приборово»
Министерство образования Республики Беларусь
Отдел по образованию Брестского райисполкома
Государственное учреждение образования
«Базовая школа д. Приборово»
Сегодня 14 января в ГУО "БШ д. Приборово" в канун старого Нового года была проведена Новогодняя акция добра.
Акция была направлена на оказание помощи детям, нуждающимся в повышенной заботе и внимании.
Целью акции стал сбор канцелярских, школьных принадлежностей и сладких подарков для нуждающихся, из многодетных и неполных семей учащихся базовой школы д.Приборово.
Никто не остался равнодушным: в акции приняли участие все педагоги школы.
Героями сегодняшней сказки для детей стали - председатель профсоюзного комитета, Макарчук Ирина Петровна, вместе с дедом Морозом и Снегурочкой, они поздравили детей и вручили подарки.
Проведение таких благотворительных акций должно стать для нашей школы доброй традицией. Надеемся, что все подарки понравились ребятам.
Когда дата проведения отчётного профсоюзного собрания совпадает с юбилейной датой члена профсоюза, - подводить итоги работы вдвойне приятнее. А в ППО ГУО "БШ д.Приборово" - 25% коллектива - это юбиляры 2021 года. Поэтому, состоявшееся в школе 17 декабря 2021 года профсоюзного собрание стало не только отчетным, но и торжественным. Работа профкома признана удовлетворительной . Отчёт ревизионной комиссии утвержден .
Юбилярам - Мощук В.Р., Новачук Е.А., Ильясовой Э.С., Лялько П.И. - вручены ценные подарки от Профсоюза.
Школа – мир, где время отступает,
Кажется невластным над людьми
Снова тополиный пух слетает-
Вихорками школьный двор дымит…
Школьный двор – знакомая картина-
Мир пересечения дорог,
Где сегодня снегом тополиным
Эпилог ложится на порог.
Тоже все: экзамены, площадка
И испуг, и счастье детворы…
То ли горы тут играют в прятки,
То ли нет им счета до поры
Но как не таи их, все же будет
Миг, когда придет прощанья час.
Сколько Вам? Неважно! Не остудит
Возраст пенсионный жарких глаз.
Здесь промчались солнечные годы -
Молодости, зрелости, огня,
Что дарили Вы, любой погодой
За собой в родной предмет маня.
Проработав в школе много лет,
Ей отдав здоровья столько, сил,
Вы оставили здесь добрый, светлый след!
Детям своё сердце подарили!
Сколько проводили Вы уроков,
Сколько проверяли дневников!
Добрыми и яркими остались
В памяти своих учеников!
Уважаемая Валентина Романовна! Проработав в школе долгие годы вы достигли :
- всеобщей любви учеников;
- хорошо поставленного голоса
- умения составлять нужные и ненужные бумаги - документы;
- способности не спать по ночам, готовясь к проверкам и отчётам;
- умения всегда элегантно выглядеть;
- и самое главное - огромного уважения друзей и коллег по работе.
За плечами этого прекрасного педагога не просто профессиональный и жизненный опыт, не просто энциклопедические знания педагогики, а Мудрость с большой буквы.
Валентина Романовна, коллектив школы не отправляет Вас на заслуженный отдых, а в длительный отпуск! Хорошего вам отдыха!
с уважением коллектив школы.
Календарь международных и государственных праздников, праздничных дней, знаменательных и памятных дат в 2018/2019 учебном году
1 сентября – День знаний
2 сентября – День белорусской письменности
8 сентября – Международный день
грамотности
15 сентября – День библиотек
21 сентября – Международный день мира
1 октября – День пожилых людей
7 октября – День учителя
14 октября – День матери в Беларуси
22 октября – Международный день школьных
библиотек
26 ноября – Всемирный день информации
21 февраля – Международный день родного языка
3 марта – Всемирный день писателя
15 марта – День Конституции Республики
Беларусь
21 марта – Всемирный день поэзии
27 марта – Международный день театра
2 апреля – Международный день детской книги
12 апреля – День космонавтики
26 апреля – День чернобыльской трагедии
5 мая – День печати
9 мая – День Победы
12 мая – День Государственного герба
Республики Беларусь и Государственного
флага Республики Беларусь
15 мая – Международный день семей
18 мая – Всемирный день музеев
В разделе представлены нормативные правовые документы и информационно-методические материалы, необходимые для разработки и реализации модели здоровьесберегающего пространства в учреждениях образования.
ДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЯ ПРИ АВАРИЯХ, КАТАСТРОФАХ И СТИХИЙНЫХ ДЕЙСТВИЯХ
Защита здоровья и жизни детей в любых чрезвычайных ситуациях - одна из самых гуманных и самых важных задач.
Учителя обязаны знать и уметь выполнять основные приемы и способы защиты детей при авариях, катастрофах, стихийных бедствиях и других чрезвычайных ситуациях.
Учителя, учебно-воспитательный и обслуживающий персонал школ должны твердо знать свои обязанности на случай аварии или пожара вблизи учебного заведения, стихийного бедствия, место укрытия детей, маршрут следования к нему.
Для этого во всех образовательных учреждениях должны проводиться занятия, тренировки, дни защиты детей.
Нельзя забывать, что только за прошедшие 20 лет вследствие природных катаклизмов погибло около 3 млн. человек. Каждый третий из них - ребенок.
Забота об их защите - дело не только родителей, по и всех административных, хозяйственных и
общественных структур государства.
1. ПРИ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЯХ.
Землетрясения по своему разрушительному действию не имеют себе равных среди остальных стихийных бедствий. Вспомним декабрь 1988 г. - землетрясение в Армении, конец мая 1995 г. - Нефтегорск (северный Сахалин).
Сколько пострадало детей в домах, учебных заведениях, дошкольных учреждениях? Коварство землетрясения в том, что оно почти всегда внезапно и, следовательно, заблаговременно предупредить население об опасности практически невозможно. Большей частью для каких-либо реальных действий людям отводятся не только минуты - секунды.
Если первые толчки застали вас дома, то:
Будьте готовы к этому сами и предупредите малышей. Толчки обычно происходят через несколько часов, а иногда и суток.
Дети любят пользоваться спичками и зажигалками, свечками и горящими лучинками - не допускайте этого.
При утечке газа из поврежденных коммуникаций открытый огонь приведет к взрыву и дополнительным
жертвам.
Может случиться, первые толчки застали вас на улице:
Наводнения, которые довольно часто бывают во многих районах, приводят к человеческим жертвам. Чтобы этого не произошло, надо с максимальной пользой использовать время, которого не так много:
Вода может застать вас в поле, в лесу:
Буря, ураган, шторм, смерч - все это явления, вызванные действием ветра большой разрушительной силы, высокой скорости и значительной продолжительности. Ураганный ветер разрушает прочные и сносит легкие строения, валит столбы, вырывает с корнями деревья, обрывает провода, повреждает транспортные магистрали. Метеослужба достаточно достоверно прогнозирует эти явления, предупреждает о скорости и направлении движения ветра.
После передачи по радио штормового предупреждения:
Помните! Чаще всего в такой ситуации дети получают травмы от осколков стекла, шифера, черепицы, кусков кровельного железа, сорванных дорожных знаков, деталей отделки фасадов и карнизов, предметов, хранящихся на лоджиях и балконах.
будут передаваться сообщения, информация, разъяснения о правилах поведения в конкретной ситуации.
2. ПРИ АВАРИЯХ И КАТАСТРОФАХ
Довольно частыми стали аварии и катастрофы, которые сопровождаются взрывами и пожарами, разливами ядовитых сильнодействующих веществ (СДЯВ). Радиоактивными веществами и тяжелыми металлами загрязняются окружающая местность, помещения, продукты питания и вода. При взрывах, которые происходят дома, в гаражах, вблизи учебных заведений и детских дошкольных учреждений, дети, получают травмы разной степени тяжести.
Главная задача - как можно быстрее оказать первую медицинскую помощь, остановить кровотечение, наложить повязку на рану и потом отправить ребенка в лечебное учреждение.
Пожары происходят всюду - на промышленных предприятиях, объектах сельского хозяйства, в учебных заведениях, детских дошкольных учреждениях и особенно много (до 50%) в жилых домах. Они возникают при перевозках горючего всеми видами транспорта. Самовозгораются такие химикаты, как скипидар, камфара, нафталин. В процессе горения выделяются ядовитые вещества, которые приводят к серьезным отравлениям. При определенных условиях становятся опасными и возгораются древесная, угольная, торфяная, мучная, зерновая пыль, а так- же пыль хлопка, льна и пеньки.
Ежегодно в России происходит 270 - 280 тыс. пожаров. Погибает около 9 - 10 тыс. человек, среди них 2800 - 3000 - дети. Еще больше обожженных и калек. Цифры не только настораживают, они зовут к решительным действиям. Как в таких случаях спасать детей, какую помощь им оказывать?
Надо помнить, что:
этажах. Нельзя привязывать веревку к оконной раме - под тяжестью человека она может оторваться.
Как вести поиск детей в горящем здании:
каждое действие, предостерегайте от опрометчивых поступков.
Аварии с выбросом (разливом) ядовитых сильнодействующих веществ (СДЯВ) не исключены на хладо- и мясокомбинатах, водопроводных станциях, целлюлозно-бумажных предприятиях, химических заводах. В этих случаях в атмосферу попадают аммиак, хлор, могут быть и другие вещества. Учебное заведение, жилой массив могут оказаться недалеко от объекта, на котором произошла такая авария.
Как поступить:
Если не было четких указаний и не говорилось, куда выходить или вы просто не расслышали, что делать тогда:
А если укрыть детей в убежище или вывести из зоны заражения не удалось, тогда:
Аварии на атомных энергетических установках (АЭУ). Были они в США, Англии и Советском Союзе. Особенно памятна всем Чернобыльская катастрофа (апрель 1986 г.). Вся тяжесть и опасность таких аварий состоит в том, что из атомных реакторов выбрасываются в атмосферу радиоактивные вещества в виде мельчайших пылинок, аэрозолей. Может произойти разлив жидкости, приводящий к радиоактивному загрязнению местности, водоемов. Обнаружить радиоактивные вещества человек не может, так как они лишены каких-либо внешних признаков. Они не обладают ни запахом, ни цветом, ни вкусовыми качествами. Только приборы могут сказать о заражении местности, воды, воздуха, предметов домашнего обихода, транспортных средств, продуктов питания.
Узнав об аварии на АЭУ, необходимо:
отдушины, заклеить щели в оконных рамах. На улицу стараться не выходить.
Главную опасность для людей, оказавшихся на местности, загрязненной радиоактивными веществами, представляет внутреннее облучение, то есть попадание радионуклидов внутрь организма при дыхании, при приеме пищи и воды. Для этого и проводится герметизация помещений, строжайший контроль над радиоактивной загрязненностью продуктов питания и воды.
В этой обстановке необходимо соблюдение мер радиационной безопасности и санитарной гигиены. В первые дни наибольшую опасность для людей представляет облучение щитовидной железы. Вот почему так необходима йодная профилактика. Заключается она в приеме внутрь йодистого калия в таблетках (иногда в порошках). Максимальный эффект от йодной профилактики достигается только при введении препарата до начала или в момент поступления в организм радиоактивного йода.
Тогда доза облучения щитовидной железы может быть снижена в 90 - 100 раз.
Однократный прием йодистого калия обеспечивает защитный эффект в течение 24 ч. Поэтому рекомендуется принимать его ежедневно.
Действующей с 1986 г. инструкцией по экстренной йодной профилактике взрослые и дети от двух лет и старше принимают по одной таблетке (0,125 г), дети до двух лет по 1/4 таблетки (0,04 г) в течение 7 суток. Выдаваться таблетки должны лечебно-профилактическими учреждениями в первые часы после аварии. Можно использовать йодистый калий из аптечки индивидуальной АИ-2. Если этого нет, йодистую настойку можно приготовить самим: три-пять капель 5% раствора йода на стакан воды, детям до 2 лет - одну-две капли, хорошенько размешать. Принимать лучше равными частями три раза в день.
после нее.
3. ПРИ ЗАГРЯЗНЕНИИ МЕСТНОСТИ И ПОМЕЩЕНИЙ ТЯЖЕЛЫМИ МЕТАЛЛАМИ
Среди множества тяжелых металлов, таких как тантал, таллий, висмут, свинец, ртуть как бы больше всех имеет отношение к человеку. Этот жидкий серебристо-белый металл используется не только в промышленности, с ним мы сталкиваемся и в быту.
Его применяют при изготовлении люминесцентных и ртутных ламп, различных измерительных приборов: термометров, барометров, манометров, для производства амальгам, средств, предотвращающих гниение дерева, в лабораторной и медицинской практике. В связи со стремительным развитием промышленности поступление ртути в окружающую среду заметно возрастает.
Так, только за счет сжигания каменного угля в течение ХХ века количество ртути, выпавшей на землю вместе с осадками, увеличилось примерно в 10 раз (с 0,7 до 6 г/км2). Велики потери ртути в цветной металлургии, при коксовании угля, производстве хлора, каустической соды. Попадает она не только на землю, но и в виде паров в атмосферу.
Ртуть очень токсична (вредна) для любых форм жизни (для человека, животного и растительного мира).
Острое отравление людей парами ртути обычно связано с авариями на производстве. Немало их происходит и в быту, в результате элементарной нашей безграмотности, беспечности, халатности и пренебрежения мерами безопасности. Особенно усиливается опасность тогда, когда увеличивается площадь испарения. А это происходит при растирании ее по поверхности или когда множество мелких капелек забивается в щели и другие углубления.
Чем все же опасна ртуть, как развивается клиническая картина? Отравление проявляется через 8 - 24 ч и выражается в общей слабости, головной боли, болях при глотании, повышении температуры.
Несколько позже наблюдается болезненность десен, боли в животе, желудочные расстройства, иногда воспаление легких. Известны даже смертельные исходы. Хроническая интоксикация (отравление) развивается исподволь и длительное время протекает без явных признаков заболевания. Затем появляются повышенная утомляемость, слабость, сонливость, апатия, эмоциональная неустойчивость, головные боли, головокружения. Одновременно развивается дрожание рук, языка, век, а в тяжелых случаях - ног и, наконец, всего тела.
Что же надо делать, если будет обнаружена ртуть:
4. НЕОТЛОЖНАЯ ПОМОЩЬ ПРИ ТЯЖЕЛЫХ ОСТРЫХ ОТРАВЛЕНИЯХ:
и направить на лечение в поликлинических условиях.
5. ДЕМЕРКУРИЗАЦИЯ.
серным цветом (мелким порошком серы) или алюминиевой пылью, а помещение хорошо и долго проветривать.
Скажем, из зоны радиоактивного или химического заражения, из района землетрясения или катастрофического затопления.
7. СРЕДСТВА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ.
Для защиты детей промышленность изготавливает противогазы, респираторы, камеры защитные детские, а родители и дети старших возрастов сами готовят ватно-марлевые повязки, противопылевые тканевые маски (ПТМ).
Долгое время для защиты органов дыхания, лица и глаз детей в возрасте от 1,5 до 17 лет от сильнодействующих ядовитых, отравляющих, радиоактивных веществ и бактериальных аэрозолей применялись противогазы ПДФ-7 (противогаз детский фильтрующий, тип седьмой), ПДФ-Д (дошкольный), ПДФ-Ш (школьный).
Они имеют единую фильтрующую поглощающую коробку ГП-5 и различаются лишь лицевыми частями На смену им промышленность стала изготавливать более совершенные противогазы ПДФ-2Д для детей дошкольного и ПДФ-2Ш - школьного возрастов.
В комплект этих противогазов входят: фильтрующая поглощающая коробка ГП-7к, лицевая часть МД-4, коробка с не запотевающими пленками и сумка. ПДФ-2Д комплектуется лицевыми частями 1-го и 2-го, ПДФ-
2Ш - 2-го и 3-го ростов.
Масса комплекта; дошкольного - не более 750 г, школьного - не более 850 г.
Фильтрующая поглощающая коробка по конструкции аналогична коробке ГП-5, но имеет уменьшенное сопротивление вдоху. Лицевая часть предохраняет органы дыхания от попадания в них зараженного воздуха, а также защищает глаза и лицо ребенка от воздействия вредных, ядовитых, отравляющих веществ, радиоактивной пыли, бактериальных аэрозолей.
Состоит из корпуса (маска объемного типа с "независимым" обтюратором, отформованным как одно целое с ней) и соединительной трубки. Корпус лицевой части имеет очковый узел, узлы клапана вдоха и клапанов выдоха, наголовник. Соединительная трубка оканчивается накидной гайкой с ниппельным кольцом. "Независимый" обтюратор, расположенный по краю корпуса маски, обеспечивает герметизацию, тонкая резина
хорошо прилегает к лицу и растягивается независимо от корпуса маски.
Наголовник способствует надежному закреплению лицевой части. Состоит из пяти лямок .`Одной лобной, двух височных, двух щечных. Отформованных как одно целое с затылочной пластиной. На каждой из них с интервалом в сантиметр нанесены упоры, служащие для закрепления лямок в пряжках. У каждого упора - цифра, указывающая его порядковый номер. Лямки присоединяются к корпусу лицевой части пряжками с фиксаторами, что позволяет устанавливать лямки в определенном положении и предотвращать их выскальзывание.
Узел клапана вдоха состоит из патрубка с седловиной, на оси которой помещен резиновый лепесток. Узел клапанов выдоха - из двух пластмассовых седловин, двух резиновых лепестков и защитного экрана. Чтобы не запотевали очковые стекла, используются не запотевающие пленки. Хранятся они в закрытой металлической коробочке. Противогаз носят в сумке с двумя отделениями: для фильтрующей поглощающей коробки и лицевой части.
Внутри сумки - карман для коробочки с не запотевающими пленками, снаружи - для индивидуального противохимического пакета. Сумка снабжена поясной и плечевой ремнями с передвижными пряжками.
Противогазы ПДФ-2Д и ПДФ-2Ш носят так, чтобы плечевая тесьма была на правом плече, а сумка - на левом боку на уровне пояса. Подбирать и собирать противогаз для детей дошкольного и младшего школьного возрастов должны только взрослые, а также надевать и снимать.
Дети среднего и старшего школьного возрастов эту работу могут производить самостоятельно. Подбираются противогазы таким же способом, как и противогаз ГП-7 для взрослых. Измеряют горизонтальный и вертикальный обхваты головы мерительной сантиметровой лентой, округляя значения до 5 мм. Горизонтальный обхват - размер головы по замкнутой линии, проходящей через надбровные дуги и наиболее выступающую часть затылка. Вертикальный - размер головы по замкнутой линии, проходящей через подбородок, щеки и макушку.
По сумме двух измерений, используя таблицы, определяется типоразмер лицевой части: рост маски и положение (номера) упоров лямок наголовника. Номера упоров лямок в таблицах указаны в последовательности. Первая цифра - номер упора лобной лямки, вторая - височных и третья - щечных. Следует отметить, что конструкция маски и наголовника лицевой части МД-4 позволяет при подборе противогазов варьировать пограничными для каждого роста типоразмерами.
Например, если сумма вертикального и горизонтального обхватов головы ребенка будет в интервале 1035-1055 мм, то можно использовать лицевую часть 1-го роста с положением упоров 3- 5-6 или 2-го роста с положением упоров 4-7-9. Как подготовить противогаз к эксплуатации? Проверить комплектность, целостность частей и узлов. Затем соединить лицевую часть с фильтрующей поглощающей коробкой, завинтить накидную гайку соединительной трубки до отказа на горловину коробки, вставить не запотевающие пленки.
Для этого следует полностью отогнуть края резиновых манжет очков, положить на стекло не запотевающую пленку и закрепить ее, переведя манжеты в прежнее положение. В заключение установить выбранные по таблице положения упоров лямок наголовника. Теперь надо проверить правильность его сборки и подбора, а также герметичность. Порядок действий такой: надеть противогаз, закрыть ладонью отверстие в дне коробки и сделать плавный и глубокий вдох.
Если воздух не проходит под маску, то лицевая часть подобрана. верно и противогаз собран правильно. Если же воздух при вдохе все же проходит, следует тщательно проверить правильность сборки и повторно - герметичность. Если и это не дает положительных результатов, подтянуть на одно деление височные и щечные лямки или поменять лицевую часть на меньший рост. Эффективность защиты зависит не только от исправности противогаза, но и от правильности и быстроты его надевания.
На детей дошкольного и младшего школьного возраста их надевают взрослые в следующем порядке.
Ребенка ставят спиной к себе, снимают головной убор, убирают волосы со лба и висков, лицевую часть берут за височные и щечные лямки и прикладывают к лицу так, чтобы подбородок размещался в нижнем углублении обтюратора, движением рук вверх и назад от лица ребенка наголовник натягивается на голову, устраняется перекос лицевой части, отвороты обтюратора и лямок, застегиваются щечные пряжки, у детей дошкольного возраста завязываются гарантийные тесьмы, затем надевается головной убор.
При самостоятельном надевании противогаза дети школьного возраста должны с получением команды затаить дыхание и закрыть глаза, затем надеть лицевую часть и, убедившись в правильности ее надевания, сделать глубокий выдох, открыть глаза и возобновить дыхание.
Снимают противогаз в такой последовательности: распускают щечные лямки, лицевую часть берут за узел клапанов выдоха, оттягивают вниз и движением руки вперед и вверх снимают.
Новые детские противогазы по эксплуатационным и физиологическим показателям имеют ряд преимуществ. У них снижено сопротивление дыханию на вдохе и давление лицевой части на голову, что позволяет увеличить время пребывания детей в противогазах. Конструкция лицевой части такова, что стало возможным уменьшить количество ростов до трех и тем самым облегчить подбор противогазов и обеспечение ими детей.
В качестве средства индивидуальной защиты детей в возрасте до 1,5 лет используется камера защитная детская КЗД-4, КЗД-6. Она состоит из металлического каркаса, оболочки, поддона, зажима и плечевой тесьмы. В оболочку вмонтированы два диффузионно-сорбирующих элемента и прозрачная пластмассовая пластинка - окно для наблюдения за состоянием и поведением ребенка. Для ухода за ним в верхней части оболочки имеется рукавица из прорезиненной ткани.
Разборный металлический каркас обеспечивает постоянный объем воздуха внутри оболочки и жесткость конструкции камеры. На поддон можно положить мягкий матрац или одеяльце с подушечкой. Зажим позволяет полностью загерметизировать камеру путем стягивания им единственного отверстия в оболочке, через которое ребенка кладут в камеру. Защитную камеру можно носить в руках или через плечо. Ее можно также установить на детские саночки или коляску.
Защитное действие камеры достигается за счет диффузионно-сорбирующих элементов, которые обеспечивают поступление кислорода в камеру и выход из нее углекислого газа и паров воды. Ядовитые и отравляющие вещества поглощаются диффузионно-сорбирующим материалом, радиоактивная пыль и другие вредные аэрозоли задерживаются на ее поверхности. Защитная камера хранится в разобранном виде в картонной коробке. Сборку и приведение ее в готовность производят по мере необходимости.
Ребенка помещают головкой вперед, ногами в сторону входного отверстия. Кладут ему бутылочку с молоком, игрушку и запасную пеленку. После этого герметизируют входное отверстие. После выхода с зараженной территории, прежде чем вынуть ребенка, открывают герметизирующий зажим, расправляют входное отверстие и аккуратно заворачивают его на камеру, стараясь при этом не коснуться поверхностей внутренней (чистой) стороны. Использованную камеру подвергают обеззараживанию.
Детский респиратор Р-2д представляет собой фильтрующую полумаску с двумя клапанами вдоха и одним - выдоха (с предохранительным экраном), оголовьем, состоящим из эластичных и не растягивающихся тесемок, и носовым зажимом. Хранится респиратор в полиэтиленовом пакете. Размер его указывается на внутренней подбородочной части полумаски. Для подбора нужного размера измеряют высоту лица ребенка и затем пользуются данными, приведенными в таблице.
Высота лица - расстояние между точкой наибольшего углубления переносицы и самой нижней точкой
подбородка.
Для надевания респиратора Р-2д на детей младшего возраста нужно сделать следующее:
Ватно-марлевая повязка является самым простейшим средством защиты органов дыхания от вредной пыли, различных аэрозолей, инфекционных возбудителей. Ее изготавливают из куска марли размером 80х40 см. На середину кладут ровный слой ваты размером 20х15 см, толщиной 1-2 см.
С обеих сторон марлю загибают по всей длине, накладывая на вату. Оставшиеся по длине марли концы разрезают на 25-30 см с каждой стороны для завязывания. Надетая повязка должна закрывать подбородок, рот и нос до глаз. Концы повязки завязывают: нижние - на темени, верхние - на затылке. Не плотности, образующиеся между повязкой, крыльями носа и щеками, заложить ватой.